Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас совершается такое особенное воспоминание, которое многим людям, считающим себя православными, труднее всего понять. По церковному уставу сегодняшнего дня положены не просто особенные бденные труды в смысле продолжительности богослужения, хотя и это тоже, но и положено очень много земных поклонов. Их прибавилось уже на вечерне, которую мы только что отслужили, и еще больше будет на утрене, которую мы собираемся служить. Там будет полностью читаться канон Андрея Критского, в котором больше 230 тропарей, и на каждый из них положены по уставу, — который у нас никто не отменял, но только старообрядцы его исполняют, — по три поклона.

Если так тренироваться с детства и не жалеть времени, то это не только возможно, но и до сих пор некоторые исполняют. Мы по немощи оставляем один поклон, и те, кто не привыкли делать земные поклоны в обычной своей жизни, в течение нескольких следующих дней чувствуют определенную боль в мышцах. И это должно напоминать, что  жить надо все-таки немного иначе, чтобы мышцы эти были в более бодром состоянии.

Какой же духовный смысл во всем этом? Многие говорят, что никакого, и  не просто какие-то ленивые миряне, а трудолюбивое в плане заработать денег духовенство это дело отменяет. И так установился обычай пропускать все эти многочисленные поклоны не только на Великом каноне, но и положенные в других богослужениях. Они просто не понимают, зачем это нужно. Думают, что это просто для того, чтобы поддерживать себя в таком настроении, что я вот русский православный или что-то подобное. Конечно, для такого настроения все это не нужно, это только ломает жизнь.

Но если мы говорим о настоящем православии, то это совершенно нормально. Апостол Павел говорит «подвизаяйся же от всех воздержится», что означает, что тот, кто занимается спортивными тренировками, тот должен вести воздержанный образ жизни. И это относится не только к каким-то монахам, потому что Павел обращался вообще ко всем христианам подряд.

Христианство не похоже – это надо, конечно, напоминать, потому что все считают, что похоже – на то, чтобы сидеть в каком-то амфитеатре или на трибуне стадиона и смотреть, как великие подвижники и святые отцы, воспоминаемые в очередной богослужебный день, подвизались. Мест на трибунах в христианстве не предусмотрено вообще. Если ты на трибуне, значит ты вне Церкви, ты не участвуешь.

Там также не предусмотрено, что вот ты просто один раз пришел в «фитнес», и потом живешь своей жизнью. Но предусмотрено другое: ты постоянно находишься  в режиме профессионального спортсмена, с которым апостол Павел сравнивает христианскую жизнь. Не только у апостола Павла, а и у других святых отцов, есть два главных сравнения – с воином, который не все время ведет бои, но все время тренируется, готовится к тому, чтобы их вести, поэтому спокойной жизнью он не живет никогда, и профессионального спортсмена, который тоже не все время выступает на соревнованиях, но для хорошего выступления тренируется все время.

Вот такая постоянная тренировка и у нас, если мы хотим быть христианами. Конечно, если кто-то физически может себе позволить как-то тренироваться, то они должны это делать. А кто физически не может, тот пусть терпит благодушно те болезни, из-за которых он не может физически. Болезни – это тоже физическое напряжение, и тоже требуют терпения. Поэтому не надо себя чувствовать обделенным. Болезни всегда при тебе и ты всегда можешь их терпеть – очень удобно исполняемая добродетель.

То же самое касается и поста. Многие, считающие себя христианами, считают, что вообще пост не нужен. Причем, не по медицинским показаниям они так считают, что не могут его соблюдать, а просто не хотят, потому что «главное, что в душе». А другие, которые хоть как-то его соблюдают, считают, что поститься по уставу, голодать, ничего не есть или мало есть – это все им не нужно, потому что это выбивает их из ритма. Нет, просто должен быть другой ритм, из которого это не выбивается.

Действительно, нас предостерегают святые отцы от того, чтобы совершать какие-то великие подвиги, в которых мы можем пробыть один-два дня, а потом мы не делаем даже того, что обычно делали. Это ошибка, конечно, и никогда нельзя так делать. Но держать то, что уже есть в отношении физических нагрузок или увеличивать постепенно, и держать их более или менее постоянно в тех ритмах, которых предлагает нам церковный устав, когда поклонов то мало, то много, то нет совсем, – это то, что могут и должны все.

Это просто означает, что мы не можем вытеснить нашу христианскую жизнь на периферию своей жизни. Одно дело, как кто-то там иногда гуляет, может сходить в какой-нибудь турпоход, но в целом живет жизнью клерка какого-нибудь – это не те отношения, которые у нас должны быть с христианством. Христианство – это жизнь спортсмена, который все время тренируется. Но для этого должна быть мотивация.

Какая мотивация у спортсмена? Он хочет чего-то достигнуть в жизни, хочет достигнуть призовых мест. И мы, христиане,  тоже хотим чего-то достигнуть в жизни, только в жизни вечной, а это ведь еще большая мотивация, чем мотивация у спортсмена. А если она не большая, то вопрос: верующие ли мы люди? Может быть, многим, считающим себя христианами, лучше сказать, что «нет, я неверующий», и жить спокойно, и тогда потом, может быть, станешь верующим. А если ты уже верующий, как тебе кажется, то тогда этим и занимайся – это профессия, это образ жизни. Это такая профессия, которая не позволяет от себя отдыхать, потому что ты сразу улетишь куда-то вниз.

Для того чтобы быть христианином, нужно подвизаться. К этому нас располагает пост и все эти наши упражнения, но к этому же нас располагают и праздники. И об этом люди, которые просто живут в миру, никогда не могут узнать. Поэтому будем с доверием относиться ко всему, что предлагает Церковь, и стараться жить не по тем стандартам, которые предлагали русские попы ΧΙΧ века, условно говоря, а по тем, которым учат святые отцы.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)