Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Иоанна Лествичника, а точнее говоря, мы совершаем не просто его память, а особый праздник, который предлагается в Великом посту для того, чтобы мы лишний раз вспомнили не только о нем, но прежде всего о его книге, которая называется «Лествица».

Если кто-то читал эту книгу, или даже не читал, а листал, то ему наверняка бросилось в глаза, что она больше предназначена для монахов. Непосредственным адресатом этой книги служат монахи, там постоянное обращение к монахам, и там рассматривается очень много таких вопросов, которые возникают только в монашеской жизни. И тогда возникает естественный вопрос: зачем эта монашеская, без всякого сомнения, книга предлагается сейчас для общецерковного воспоминания? То, что предлагается сейчас и всей церкви – это, конечно, предлагается не только монахам, а всем без исключения.

Ответ такой: значит, в ней есть что-то, причем это «что-то» является основным, что предназначено не только для монахов, а для всех. И если говорить подробней, то, конечно, это касается того, как бороться с грехами и как нам стяжать добродетели. Есть, конечно, в этом какая-то специфика только для монахов, но самое основное – для всех одинаковое. Этому и посвящена «Лествица».

Подробно мы об этом говорим как раз в этом году за литургиями Преждеосвященных Даров, когда у нас проходит целый цикл бесед о «Лествице», на разные темы. А сейчас о какой-то одной теме из «Лествицы» говорить неуместно, а нужно сказать, зачем вообще она нужна. Зачем нужны такие книги сейчас?

Если посмотреть в нее, то понятно, зачем она нужна. Борьба со страстями, наблюдение за собой, изменение себя – это все целая наука, а если есть наука, то должны быть руководства. Поэтому такая книга нужна. Вопрос по-настоящему был не в этом. А зачем она нужна всем людям? Монахи ладно, они такие любители, они это выбрали для себя. А всем людям-то зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что такое христианство. То есть понимать, может быть, и необязательно, потому что это сложно. Но понимать хотя бы нечто очень важное в этом.

Христианство – это постоянная работа над собой. Многие думают так, что христианство – это сдерживаться от каких-то совсем безобразных поступков, которые запрещены, вести себя прилично, что называется, время от времени ходить в церковь, молиться о том, чтобы в жизни нашей все было хорошо, и на этом точка. Но это не христианство, конечно. В лучшем случае, это религия Ветхого завета, через которую, действительно, путь к христианству, и религия Ветхого завета очень хорошая.

В чем заключается религия Ветхого завета, без которой не будет никакого христианства, но которая сама по себе христианством не является? Она заключается в том, чтобы не делать того, за что положено наказание, – не нарушать заповеди. Есть заповеди Божии, это то же самое, что законы, за нарушение законов положено наказание. Но в миру можно нарушить закон, действительно сделать что-то плохое, но остаться без наказания, а тут невозможно. Тут обязательно будет наказание. Но лучше, чтоб оно было в жизни сей, потому что это будет наказание воспитывающее, и вразумляющее, и обучающее, чтобы нам начать жить по-другому.

А что же такое Новый завет? Конечно, для нарушителя заповедей, для того, кто уже просто разрушает свою и чужую жизнь, никакого Нового завета быть не может. Поэтому Новый завет основан на Ветхом завете. Он все это включает в себя. В чем же его особенность? В том, что он включает что-то другое, чего не включают заповеди. А он включает добровольную работу над собой, отказ от того, что в принципе можно (от чего-то только из этого, от всего отказаться нельзя, конечно), и принятие на себя каких-то дел, которые можно было бы и не принимать. В частности, и монашество в этом состоит. Оно тоже имеет много разновидностей.

Но абсолютно все люди могут, не принимая монашества, принять на себя что-то другое. То есть одно дело, когда ты просто по обязанности и из страха наказания держишься в каких-то рамках. Если правильно выбраны рамки, то это будет ветхозаветное понимание христианства, и без этого никак. А другое дело, если, держась в этих рамках, ты еще сам хочешь сделать что-то хорошее, потому что тебя действительно влечет к Богу, ты хочешь быть с Богом.

Понятно, что тебя влечет не только к Богу, а еще к разной гадости, и даже сильнее, чем к Богу, но ты все-таки хочешь, чтобы влечение к Богу побеждало. Хотя ты хочешь этого просто, может быть, разумом для начала. А организм сопротивляется. Вот, значит, есть место для борьбы. С кем борьбы – прежде всего, с собой. А потом уже с разными союзниками, которые на стороне врага, с союзниками врага, – это могут быть и бесы, могут быть и другие люди. Но люди не являются нашими главными врагами, а мы боремся с тем, что называется плотью нашей, но именно в смысле греховности, а не с плотью в физическом смысле, которая как раз сама от грехов страдает, а душа должна ее избавить.

Если мы это для себя выбираем, если мы становимся христианами, повторяю – христианами, не только и не обязательно монахами, – то тогда нам обязательно нужны руководства, как это делать. Нам нужен опыт тех, кто прошел в этом направлении дальше нас, а особенно тех, кто прошел и дошел до цели, а не просто дальше нас куда-то ушел. Вот поэтому мы читаем творения святых подвижников о том, как бороться со страстями, как наблюдать за собой, как иметь хранение помыслов, как нам вообще не отпадать от Бога.

Поскольку все творения таких подвижников нельзя предложить всем, то, по крайней мере, Церковь одно из таких руководств предлагает всем. Этим руководством является «Лествица». Поэтому, пусть и не целиком, но «Лествицу» надо читать, надо стараться узнать, что там есть, и стараться, может быть, через более новых авторов, которые много сделали для того, чтобы к нашему времени ее приблизить, – как, например, Игнатий Брянчанинов, тоже святой, – к ней как-то приблизиться.

Аминь.