Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы начинаем тот цикл воспоминаний, который предлагают нам святые отцы в течение всего Великого поста, а также потом – в течение Пятидесятницы и до самой Недели Всех Святых. Сегодня мы начинаем с воспоминания изгнания Адама из рая, но также сегодня вспоминалось и само сотворение Адама, сотворение мира. И завершаем через неделю после Пятидесятницы, то есть еще 2 раза по 49 дней пройдет к тому времени и потом еще неделя, когда будет совершаться память всех святых – не только тех, которые были или есть, но и тех, которых еще не было, а они только будут. Вот это будет церковная полнота – так мы вспоминаем Царствие Небесное.

Начинаем мы Великий пост именно воспоминанием Адамова изгнания из рая, потому что прегрешение Адама послужило тому, что сейчас нам нужен пост, а пост нам нужен для того, чтобы исправить то, что тогда было неправильно, что тогда испортилось. А что же это такое?

Что испортилось – в общих чертах мы представляем. Это то, что называется грехом, а также то, что называется склонностью ко греху. Бывает, что я не согрешаю чем-то, но все время хочу это сделать. Удержался – значит, молодец, этим я не согрешил, но у меня внутри есть эта страсть, которая толкает меня согрешать. Поэтому я должен себе не доверять. Я должен понимать, что если я сейчас не согрешил, то это не потому, что я от этого избавился, этого не хочу, а потому, что просто Господь меня миловал. Если я и дальше буду молиться Богу, чтобы удержаться от этой страсти силою Божию, то я удержусь – Господь меня удержит через мою волю. А если не буду молиться, то, конечно, опять я в это впаду.

Мы знаем, что очень многие наши грехи следуют из очень застарелых наших навыков, потому что мыслью мы достаточно много грешим, но и словами, делами мы тоже много грешим по причине того, что мы все время думаем о чем-то таком, что нас к этому располагает и подталкивает.  Для того чтобы нам исправить такие застарелые навыки, необходимо лечение. И мы знаем, что в телесной медицине, в психиатрии надо долго лечиться, надо прилагать какие-то усилия, надо проходить определенный курс лечения для того, чтобы был результат.

Поэтому не будем удивляться, что приходим мы в церковь один раз или несколько раз в пост, а толку какого-то и нет. И не будет. Толк может быть только такой, чтоб мы поняли, что надо ходить систематически, не так, как мы ходим, а надо начать жить этой жизнью. Тогда толк будет очень большой от того, что мы пришли случайно и кое-как, но он будет только в том случае, если мы уясним и начнем приходить систематически.

А вообще то, что нам сейчас будет предложено Великим постом в Церкви – это целая реабилитационная программа, если можно так сказать, и курс терапии. Только не психотерапии, хотя элементы психотерапии в ней тоже есть, а терапии, то есть лечения греха, а еще более точно говоря – греховных навыков, то есть того в нашей душе, что нас располагает все  вновь и вновь ко греху. А что же вместо этого вырабатывается в том курсе лечения, который нам сейчас будет предложен?

Вырабатывается навык молиться, навык иметь память Божию, навык жить с Богом, навык интересоваться тем, что касается Бога, исправления нашей жизни. Это действительно на самом деле гораздо лучше. Вспомним, какое мы получили удовольствие от какого-нибудь греха. После этого мы всегда можем вспомнить, даже если это удовольствие было большое, что потом всегда было сожаление и масса неприятных ощущений.

Вспомним другие эпизоды нашей жизни, когда мы проводили их с Богом и в молитве. Было ли после этого какое-то угрызение и неприятность? Наоборот, мы хотели бы, чтобы это так и продолжалось. Но почему-то это не продолжается. Если подумать, почему это не продолжается, то мы вспомним, чем мы занимаемся вместо этого, на что мы отвлекаемся. И вот, чтобы не отвлекаться, надо всем этим пропитаться.

Пока мы живем вмиру кое-как, мы тоже пропитываемся. Только чем мы пропитываемся? Мы пропитываемся всякой дрянью, которую мы смотрим кто-то в телевизоре, кто-то в интернете – это зависит от возраста, – и общением с людьми, которые, может быть, сами по себе прекрасные, хорошо к нам относятся, мы к ним хорошо относимся, но они сами вот такие «негигиеничные», и получается, что мы тоже в этом находимся.

Скажем, бывают люди хорошие, но все в какой-то заразной болезни, в насекомых, вшах и так далее. Мы с такими людьми будем общаться? Конечно, будем общаться, но, по возможности, будем их располагать к тому, чтобы они как-то там умылись и вообще жили по-другому. Но они ведь могут нас послать куда подальше и не внять этим нашим убеждениям. Кроме того, может быть у нас с ними такие отношения, что мы даже сказать им этого не можем. Но тогда мы сами будем держаться на какой-то дистанции.

Вот так мы должны держаться на дистанции от остальных людей. Причем, в какой-то степени от всех, потому что мы-то сами может еще и хуже их, даже вероятно это так, особенно, если учесть, что нам многое открыто в Церкви, поэтому с нас много спросится – а значит, мы точно хуже.

Но все равно неполезно – в инфекционной больнице все больные не сваливаются в одну кучу в одной палате. Почему это так? Наверное, все знают почему. В инфекционной палате мало людей, а кто особо заразен – вообще в отдельных боксах. Смысл всем понятен.

Вот так же и в миру нам надо так. Если мы не знаем, что нам полезно, а тем более, если знаем, что неполезно, то надо держаться на какой-то дистанции. Если это люди от нас как-то зависимые, то мы, конечно, обязаны как-то оздоровить обстановку, насколько это от нас зависит, но все равно не на сто процентов. В остальном надо держать дистанцию.

А с кем, наоборот, мы не должны держать дистанцию? Кто должен быть в нашем постоянном сопровождении? Все святые. А как это сделать? Есть ли среди наших личных знакомых святые? Даже если кто-то и есть, то мы их не понимаем и не поймем. Это вот то, что нам Церковь предлагает. Во вторую только очередь мы можем сами почитать их книги и что-то понять, хотя это тоже очень важно.

Но в первую очередь – это необходимое условие для того, чтобы и книги читать с пониманием – нужно быть в Церкви, и нужно с пониманием следить за богослужением.

Вот скоро у нас будет Канон Андрея Критского, в середине поста он будет еще целиком повторяться. К этому времени хорошо знать Канон Андрея Критского. Есть такие книжечки – у кого их нет, кто не может купить, те могут скачать в интернете бесплатно, – где все разобрано, где переведено все грамотно на русский язык, даны сноски, какие библейские места там имеются в виду.

Если мы плохо знаем Ветхий Завет и не узнаем сразу тех аллюзий, которые там бывают, то мы можем посмотреть по этим ссылкам и почитать. Это очень хорошее и полезное занятие для первой седмицы поста и вообще для поста.

Поэтому всячески призываю тех, кто физически может это делать – я понимаю, что не все могут, – приходить в церковь как только можно чаще. Это главная задача  в Великий пост, а особенно на первой и последней седмице. А вот убираться дома и готовить – не главное. Это я уже заранее к Страстной седмице говорю.

Тем, кто физически не могут так делать, что делать тогда? Слава Богу, сейчас все грамотные, неграмотных вообще нет. Если люди грамотные, то они могут читать молитвы, Великий покаянный Канон дома, могут читать Библию, могут читать святых отцов. Поэтому каждый человек, даже если он не может прийти в церковь, может жить Великим постом соответственно тому, как Церковь учит.

Поэтому каждый спрашивай сам себя, что я могу сделать для этого, и каждый делай.

Аминь.