Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память жен-мироносиц и учеников Иосифа и Никодима, которые не только не ходили вместе с Иисусом, но большинство людей даже и не знало, что они были учениками. Потому что они опасались за свое положение, которое было довольно высоким, и если бы узнали об этом, то их бы изгнали.

Этот пример показывает нам многие вещи сразу. Во-первых, что в общем и целом не нужно самим напрашиваться на мучения различные. Иногда бывали мученики, которые это совершали. Но есть много в священном Предании указаний на то, что не надо им подражать, если не чувствуешь особого призвания. Напрашиваться на мученичество – это аналогично тому, чтобы принимать на себя подвиг столпничества. Скорее всего, это приведет к чему-то плохому – к тому, что ты падешь.

Конечно, есть люди, которые на это дерзают, и дерзновение это от Бога, но буквальным примером они служить не должны. Но надо не отказываться от мученичества, когда оно приходит само, но в то же время на него и не напрашиваться, соблюдать меры осторожности, о чем нам говорят сегодняшние ученики. Но они еще и о другом говорят.

Вот так обычно бывает, что в каком-то движении есть руководящие люди, а есть такие, которых не видно. И когда все хорошо, то оно выглядит так, а когда начинается что-то плохое, то эти руководящие люди куда-то исчезают. Как с апостолами получилось? Куда-то двенадцать апостолов просто исчезли, хотя все знали, что это главные люди в общине после Иисуса. Их вот просто не стало. Другое дело, что они потом все равно как-то появились, апостол Петр покаялся особо, а Иуда, например, тоже был из этого числа, и про него совсем другое известно.

Что получается? Когда всего этого командования нет, потому что оно оказалось на поверку несоответствующим должности, то выходят люди, у которых не было никакой должности, и которые вынуждены занимать эти командные должности, вынуждены брать на себя командование. Это вот особенность и духовной жизни, и душевной – так бывает и в миру в разных ситуациях, но и в Церкви, конечно же, так.

Даже есть такое правило: лучше всего брать в священники, в епископы, вообще в разного рода церковных лидеров обоего пола именно тех, кто не хочет. И сам этого не хотел, не готовился. Это уже сильный довод в пользу того, что он, может быть, и подходит. Хотя это и не окончательный довод.

Мы видим в истории катакомбной Церкви, кто в результате ее возглавил и не отпал. Все пытались, чтобы возглавили Церковь те, кто до революции или хотя бы в начале 1920-х годов достаточно успешно осуществлял сопротивление обновленчеству, а теперь бы они возглавили отделение от Сергия. Из этого ничего хорошего не получилось — буквально ни один из этих епископов не пошел за православными исповедниками и, тем более, не возглавил их.

И вообще получилось очень плохо, потому что одного из них – Агафангела, митрополита  Ярославского – убедили занять более умеренную, как ему казалось, позицию, но это было предательством всего движения, огромный удар, который даже ГПУ не могло тогда нанести. По библейскому выражению – решили облокотиться на трость, которая сломалась и проткнула руку.

А те, кто, действительно, встал во главе катакомбной Церкви, даже если это были епископы, то они были недавнего поставления, которые либо вообще не предполагали, что они станут епископами, либо предполагали быть где-то в глуши, на отшибе.

И это касается также нашей собственной личной жизни. Мы очень любим идти за какими-то лидерами. Идеально, если у нас есть человек, которому можно подражать, а, на худой конец, годится какой-то хорошо разобранный пример из книжки. Действительно, для того, чтобы научиться жить по-христиански, нам все это необходимо, и нужно это делать, но все полезное можно превратить во вредное и сделать так, что будет не полезно.

Потому что если мы по-настоящему учимся у святых отцов, у тех, кто учит так, как учили святые отцы, то они нас учат не просто подражать делать какие-то действия в каких-то ситуациях, не просто вырабатывать в нас какие-то условные рефлексы, а прежде всего они учат нас принимать самостоятельные решения, то есть брать на себя ответственность — для начала, за самих себя, — не перекладывать ответственность на каких-нибудь духовников. Каждый должен сам за себя нести ответственность.

Нам хочется жить в послушании и смиряться, как учит Церковь, но если мы, действительно, будем смиряться, жить именно в послушании, то мы узнаем тогда, что Церковь учит нас быть самостоятельными. Если мы хотим смириться перед Церковью, то мы должны сами за себя принимать решения, в том числе и неправильные. Когда ты что-то делаешь, то не получается все делать правильно, получается метод проб и ошибок, лишь бы только пробы и ошибки проходили соответствующий анализ, чтобы потом быть исправленными.

Если мы видим ошибку или  видим плохой результат – это повод для чего? Для того, чтобы проработать, проанализировать, подумать, как в следующий раз поступить иначе. Но не для того, чтобы опустить руки, сказать, что я больше в это не играю, у меня все равно ничего не получается, возьмите меня на поруки и так далее.

Конечно, бывает всякое. Бывает тяжелое состояние, когда, например, больного госпитализируют. Но его госпитализируют в больницу для того, чтобы потом выписать, а он потом должен сам продолжать лечение. Обычно выписывают не здоровым, а больным, но таким, что он может сам продолжать лечиться, следить за своим лечением. Вот в таком примерно состоянии и мы должны находиться.

Поэтому не будем бояться того, что нам придется самим принимать свои решения – нам придется и приходится принимать их каждый день. И будем вдохновляться примером сегодняшних замечательных жен-мироносиц, потаенных учеников Христовых.

Аминь.

епископ Григорий