Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память некоторых апостолов от семидесяти – Ераста, Родиона, Ореста, Сосипатра, Куарта и иных. И так получается, что по всему календарному году разбросаны памяти различных апостолов от семидесяти, и, таким образом, какой-то список этих апостолов оказывается полностью охвачен нашим церковным календарем.

Кто такие семьдесят апостолов? — Это, с одной стороны, неизвестно, а, с другой стороны, известно очень хорошо. Неизвестно это потому, что списки этих апостолов, которые существовали в церковной истории, бывали очень разными. Конечно, там были какие-то имена, которые в них всегда вносились, но были какие-то имена, которые то вносились, то нет. То есть персонально мы не знаем состава семидесяти апостолов. А если обратиться к Евангелию, чтобы узнать об избрании седмидесяти апостолов,  то этот рассказ мы найдем только у одного евангелиста – у Луки, и там из рассказа тоже совершенно непонятно, кто это были. И вполне возможно по контексту этого рассказа, что среди этих семидесяти апостолов были также и женщины. Недаром мы называем Марию Магдалину равноапостольной, — но, видимо, не только она, это относится и к другим женщинам, может быть, к женам-мироносицам и так далее. Вот такой был круг семидесяти апостолов.

Очевидно, что это круг довольно близкий, но не настолько близкий, как двенадцать учеников Иисуса. И раз они были апостолами, то значит, они были проповедниками. Их посылали на проповедь, о чем и говорится в Евангелии от Луки. А число «семьдесят», как бывает с довольно большими числами, имеет символический характер, но не имеет характера реально исторического. Скажем, небольшие числа, как двенадцать апостолов – число точное, а не приблизительное, и каждый человек был известен, кто туда входит. И когда один отпал (Иуда), то бросали жребий, кому быть вместо него. А с семьюдесятью апостолами не так. Это похоже, например, на 318 слуг Авраама, которым уподобляются отцы Первого Вселенского собора в Никее. На самом деле их было гораздо меньше, но до нужного числа обычно дополняют за счет тех, кто им помогал – священников, монахов, диаконов. С другой стороны, если бы за счет всех, кто помогал, то набралось бы гораздо больше, чем 318, поэтому это именно символическое число.

Какой же символизм в этом числе семьдесят? Что оно обозначает, и зачем оно нужно? Как и все, что в Новом Завете, это связано с тем, что было в Ветхом Завете. А в Ветхом Завете есть такой эпизод в книге Исхода (вообще история исхода из Египта очень важна для понимания Евангелия): когда стан Израильский шел по пустыне, они пришли в место оазиса, который назывался Элим, и там было двенадцать колодцев или источников воды и семьдесят финиковых пальм (что вообще не очень много), и таким образом израильтяне получили некую воду и еду. Это традиционно связывается с указанием на двенадцать колен Израилевых, и потом с этим же связано количество апостолов – что их было именно двенадцать для нового Израиля. Также и число семьдесят, следующим образом: спустя еще некоторое время говорится, что Моисей повелел поставить над Израилем семьдесят старцев, старейшин, которые помогали управлять, хотя и так были главы каждого колена Израилева, и еще были судьи и так далее. Тем не менее, еще добавилось семьдесят старейшин.

Этим семидесяти старейшинам для Израиля (только уже для нового Израиля) уподобляются семьдесят апостолов. И поэтому мы почитаем под именем апостолов от семидесяти тех, кто каким-то образом, — может быть, неформальным (обычно их считают епископами, видимо, многие из них реально были епископами, но некоторые точно не были, а были диаконами, поэтому про всех это сказать нельзя), но тем или иным образом — участвовали в управлении народом Божиим как старейшины.

А что делают старейшины? Они не всегда имеют административную власть. Если даже имеют, то это не главное. А главное – что они могут рассудить, дать полезный совет, сказать, как правильно. Тогда, может, и не понадобится административная власть, а если она все-таки нужна, то она будет знать, как ей действовать, даже если она сосредоточена не в этом лице, а в каком-нибудь другом. И вот такими старейшинами для нас являются апостолы.

Если мы говорим о нашей современной церковной организации, то у нас тоже сохраняется нечто подобное, притом что у нас преемниками апостолов обычно называют епископов. И это правильно, потому что это люди, которые управляют коленами Израилевыми, если можно так сказать. Есть у нас также и люди, которые дают советы, в том числе и епископам, потому что епископы не все и не всегда оказываются на высоте своего служения и имеют достаточное понимание. Но если они смиренно слушаются советов, то тогда это получается лучше для всех.

Есть такие люди, которые просто по своему положению и авторитету становятся для нового Израиля, для Церкви, старейшинами. И обычно это – уже в наше время, в средневековое – какие-то старцы и старицы, часто это монахи, но не всегда, или юродивые, которые, как правило, не были монахами. Но не только. Нужно понимать, что вообще Церковь не может существовать без того, чтобы были какие-то опытные люди, к которым можно было бы обратиться за советом, и которых бы слушались. Даже в рамках прихода у нас тоже происходит выделение таких людей, потому что это нормально и без этого не может быть никакого управления, хорошего, по Богу, которое должно быть в Церкви.

Поэтому будем изучать, как Церковь управлялась в древние времена, как это было во времена апостолов, будем стараться понимать, кто такие были апостолы и от двенадцати, и от семидесяти. Будем, конечно же, им молиться, потому что недаром существуют дни их памяти, и кроме того, без молитвы мы ничего не поймем правильно. Если даже формально поймем и правильно, то мы не извлечем из этого душевной пользы, а душевная польза будет только тогда, когда будем понимать молитвенно. И будем в меру наших возможностей и в нашем современном церковном устройстве сохранять то же самое.

Аминь.