Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас Крестопоклонная Неделя – один из нескольких в году праздников Креста. Каждый из этих праздников имеет какой-то свой особенный смысл, потому что почитание в Церкви Креста многообразно, очень глубоко и широко, и отдельный праздник Креста охватывает не все это почитание, а подчеркивает что-то одно. Одно дело – Страстная пятница, это тоже праздник в честь Креста Господня, другое дело – праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, который у нас в сентябре, и другое дело – это то, что у нас сегодня, Крестопоклонная Неделя.

Смысл именно сегодняшнего праздника объясняется и в словах богослужения, и в словах синаксаря этого воскресного дня,  который мы читали за утреней: это отдохновение в середине поста для того, чтобы нас Крест Господень поддержал в его прохождении. Крест Господень напоминает нам о том, что мы должны участвовать в Его страданиях, и через пост мы больше символически, чем реально приобщаемся к этим страданиям. Мы испытываем лишь легкий дискомфорт от поста, но вот мыслью мы приобщаемся к реальным страданиям Христа.

Главное значение сегодняшнего воспоминания Креста состоит в том, что это нам помогает пройти пост, что он облегчает нашу жизнь. Очень важно для православных христиан не только сегодня, но всегда в своей жизни вспоминать, как Крест облегчает им жизнь. Обычно говорится, что Крест – это иго, это то, что жизнь утяжеляет. Это тоже правильно, потому что взять крест – это не взять что-то легкое, а взять что-то тяжелое. Но недаром сказано Господом, что возмите иго Мое на себе – иго Мое благо и бремя Мое легко есть. И надо добавить, что не просто легко, а облегчающее нам все остальное. Именно ради этого сегодня установлено воспоминание Креста. В этом отличие сегодняшнего дня от других дней воспоминаний.

И вот чтобы нам это понимать в обычные дни, во всей нашей жизни, мы должны этим пользоваться. Мы обращаемся к Кресту как к живому, как говорится в одном из песнопений в честь Креста, но именно как к живому, потому что живым является Бог. Крест – это имя Божие. Крест – это священный символ еще из Ветхого Завета, где он обозначался в виде креста буквой тав, последней буквой еврейского алфавита. Она упоминается у пророка Иезекииля, в переводе на греческий в Апокалипсисе это звучит как «альфа и омега» – алеф и тав, первая и последняя буквы алфавита.

Тав – это имя Христово, а в имени Божием находится Бог. Крест – это изображение как буква и как некий зрительный символ, но это изображение имени Божиего. Таким образом, обращаясь ко Кресту, мы обращаемся к Богу, чьим именем это является, мы обращаемся к Господу Иисусу Христу. Поэтому Крест нам дан как великое оружие против всех супостатов. И когда говорится в Лествице, что именем Божиим бей супостатов, потому что нет никакого большего оружия на небе и на земле, то это можно понимать и так, что изображением Христа бей супостатов. Когда мы совершаем крестное знамение, то мы как раз это и делаем.

Ведь совершение крестного знамения, если это делает не обезьяна, а верующий человек, — это и есть молитва именем Божиим. Это другой способ обратиться и назвать имя Божие. Вот почему всегда имя Божие придает нам силы, вот почему всегда побеждаем супостатов, если обращаемся с верою. Подобно тому, как словесное имя Божие в устах попугая не будет еще молитвой, так же и автоматическое повторение крестного знамения тоже не будет молитвой. И если делает это обезьяна, то это просто и будет ничем, а если это делает человек, который уподобися скотом несмысленным, то, конечно, это будет ему в грех. Это будет нарушение заповеди, запрещающей поминовение имени Божиего всуе. А если мы это делаем с верой и молитвой, то тогда это будет как раз облегчением нашей жизни.

Вот почему сегодня нам облегчаются постные труды изнесением Креста, вот почему Крест дает бодрость, вот почему мы должны и в остальной нашей жизни – и в праздники, и в пост – всегда иметь при себе Крест Христов.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)