Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник апостолов Петра и Павла. Это святые апостолы, как часто говорят, самые главные из двенадцати апостолов. Хотя мы помним, что еще более главным апостолом был не входивший в круг двенадцати Иаков, брат Господень, к которому они сами приходили советоваться.

Как бы то ни было, нам не стоит разбирать, кто из апостолов был главным, потому что в разных отношениях разные из них бывали главными, но сейчас главный апостольский праздник, и это понятно. Конечно, когда мы вспоминаем труды апостолов, распространявших христианство, — именно поэтому они называются апостолами, — мы все время думаем о нашей нынешней ситуации, когда число истинно-православных христиан сопоставимо с числом христиан в апостольские времена.

Подобно тому, как в те времена была распространена, но не очень, иудейская ветхозаветная религия — не то, чтобы было много верующих у этой религии, как раз в относительном количестве мало, в основном тогдашние люди были язычниками, — но зато их общины были распространены уже тогда по всему миру, и большинство иудеев жило не в Палестине, а в городе Александрия, а также много было их в Риме, то есть в тех местах, которые были средоточием тогдашней цивилизации. И вот очень похожее положение у нас сейчас.

Есть память о том, что мир когда-то был христианский. Она заключается не в том, что осталось много пусть неправильно верующих, но хоть в каком-то смысле христиан. Нет, их осталось очень мало. Но, тем не менее, по всему цивилизованному и даже отчасти по не оченьцивилизованному миру сохраняются какие-то общины людей, именующие себя православными христианами, хотя на самом деле от православного христианства они отошли по причине разнообразных ересей и расколов, особенно тех, которые постигли православный мир в ХХ веке.

Но эти люди как-то смотрят на истину Христову, стараются понимать православие — те из них, кто верующие, хотя среди них есть ведь всякие. Поэтому те, кто старается, близки православным христианам, хотя, к сожалению, сами пока не являются истинно-православными. Естественно, что им надо проповедовать истинное православие. Но все-таки самое главное, и сейчас уже многие это понимают, заключается не в том, чтобы пытаться кого-то обратить из этого небольшого числа, а чтобы люди, которые не имеют уже совершенно никакой связи с православием, кроме может быть культурных симпатий, а может быть, наоборот, антипатий, имели возможность все-таки узнать о православии.

В подобной ситуации оказывался апостол Павел, который вошел в историю как апостол язычников. Но посмотрим, много ли ему удалось обратить язычников? Что мы вообще знаем о жизни апостола Павла? Наиболее достоверные сведения сохранились в книге Деяний апостолов. Мы можем видеть, что все время он проповедует, объездил весь мир. Но только если мы посмотрим более внимательно, то тогда мы прочитаем, куда он приезжал, кто его встречал, например, в Коринфе, в Тарсе, наконец, в Риме, а еще раньше в Потиолах, то есть в портовом городе недалеко от Рима (это до сих пор важный итальянский порт).

Кто его там встречал? Исключительно иудеи, а отнюдь не язычники. Он приходил проповедовать в синагоги. Один только раз в Деяниях апостольских описывается, когда он, действительно, проповедовал язычникам. Это было в Афинах, когда он поразился и смутился даже душой от количества идолов, которые стояли на форуме, и которым граждане Афин поклонялись. Но нашел там одного идола, точнее некий постамент, на котором было написано: “неведомому Богу”.

Потом, когда его пригласили в ареопаг, он построил свою проповедь так, будто он проповедует этого Бога, Которого они уже почитают, хотя и не ведают. Хотя ясно, что речь у язычников шла о каком-то совсем другом боге. Но какой был успех этой проповеди? Над Павлом стали смеяться и в более или менее вежливой форме просто с ним расстались. Правда было исключение: два человека от этой проповеди пошли за ним, стали его учениками, и один из них — это знаменитый Дионисий Ареопагит.

Как бы то ни было, единственный случай провала проповеди апостола Павла, который описан, — это и единственный случай, когда он проповедовал язычникам. То есть этот апостол языков мало кому из язычников смог проповедовать. В процентном отношении это наверняка очень малое число — количество тех язычников, которые уверовали непосредственно по слову апостола Павла, а вот тех иудеев, которые по его слову уверовали, было много.

Но дальнейшая церковная история очень скоро показала, что дело не в процентах, а в том, что он заложил тенденцию, которая при нем была еще очень слабо проявлена, на нее еще можно было не обращать внимания, но она стала очень скоро преобладающей: обращаться будут те, кто сейчас язычники.

Вот в таком же положении находимся мы сейчас. Сейчас в основном в Церковь обращаются те, кто имел какой-то опыт пребывания в ереси, но номинально, по названию были православными. А те люди, которые вообще нигде не были, обращаются редко. Тем не менее, сейчас это уже тенденция, они обращаются. Люди понимают, хоть и немногие из них, что так жить дальше нельзя, что надо жить в Церкви.

Понимая это, некоторые из них, совсем уж немногие, могут узнать, что можно прийти в истинную Церковь, которая свободна от ересей и прочих безобразий, которые находятся у большинства церковных сообществ, именующих себя сейчас православными.

Эта тенденция, пусть пока еще и гораздо слабей обращений из Московской патриархии и тому подобных церквей “мирового православия”, но она должна быть более важной. Она должна определить будущее истинно-православной Церкви, если только это будущее будет. Конечно, мы имеем обетование, что Церковь Христову никогда врата адовы не одолеют, но мы также имеем обетование, что в конце истории будет видимое поражение христианства. Не такое поражение, что совсем уж ничего не останется, но такое, что останется очень мало и будет только уменьшаться.

Но все же история последних десятилетий показывает, что люди обращаются в Церковь, и Церковь истинная увеличивается. Поэтому будем смотреть на пример апостола Павла, будем подражать ему, не смущаться, как и он не смущался, от всяких неудач, от опасностей и всего прочего. Больше всего, конечно, всегда смущают неудачи, чем опасности, но будем полагаться во всем на Бога, и в этой надежде на Бога подражать святым апостолам Петру и Павлу.

Аминь.