Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во время “боксерского” восстания в Китае было убито множество христиан; затем русская православная община в Китае также была разрушена; жизнь китайских мучеников напоминает жизнь православных христиан в современной России; праведник обличает неправедного просто самим фактом своего существования, поэтому Православная Церковь, если она истинная, является нестерпимой для той псевдо-церкви, которая пошла на компромисс; если мы находились в Истинной Церкви, значит с нас больше спроса; начинать следовать церковному учению необходимо с нашей молитвенной жизни; необходимо каждый день готовиться к исповеди и причастию; молиться надо всегда, а не под настроение; молитва является развитием первой заповеди – возлюби Господа Бога твоего.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память апостолов Варфоломея и Варнавы. Этот день уже более тысячи лет является днем, когда вспоминаются апостолы Христовы. Но апостольским подвигом было и служение китайских мучеников, память которых совершается сегодня, потому что они жили в многомиллионном окружении язычников, и это окружение было в основном враждебным или, по крайней мере, равнодушным.

Тем не менее, Церковь Христова в течение нескольких десятилетий к концу XIX века в Китае разрасталась, обратившиеся становились истинными христианами. Но когда в 1900 году произошло так называемое “боксерское” восстание в Китае, которое было направлено против всего, что восставшие считали западным и не китайским, в частности оно было направлено против христианства, то от христиан стали требовать отречения от веры под угрозой смерти.

Практически никто из верующих не отрекся, только одна из мучениц отреклась сначала, но потом исповедала себя христианкой. В результате все были убиты, причем многие из них были убиты различными зверскими способами. Бесчинства “боксеров” в Китае продолжались несколько дней, убили очень много европейских христиан, и не только православных, хотя мы почитаем только православных. Западные державы не смогли быстро подвести войска к Китаю, только спустя несколько дней, восстание было подавлено, но уже многие христиане были перебиты.

Действительно, можно сказать, что православная Церковь в Китае после этого так и не воспряла. Конечно, потом в Китае была большая русская эмиграция в довоенный период, которая сохраняла структуру православной Церкви, но этнически эта Церковь была уже русской, китайцев в ней было совсем мало. Она тоже была уничтожена в два-три года – в конце 1940-х, — когда по соглашению с Мао Цзедуном почти все эмигранты были выданы насильно Сталину, многие из них, особенно мужчины, погибли в лагерях, а женщины так и остались жить где-то в Сибири в ссылках. Таким образом, в Китае была разрушена православная Церковь, но некоторые смогли уцелеть, отправившись со св. Иоанном Максимовичем в эмиграцию в Австралию и далее в Америку.

То, что смогло уцелеть после таких гонений, было окончательно разгромлено в шестидесятые годы во время так называемой китайской “культурной революции”. Теперь современные власти Китая пытаются возрождать какое-то роботизированное православие в сотрудничестве с Московской патриархией, но, конечно, к настоящей Церкви это не будет иметь никакого отношения.

Как бы то ни было, но православная Церковь открыла свой мученический ХХ век именно этими мучениками, память которых мы совершаем сегодня, и именно к ним мы должны особо обращаться. Их жизнь в Китае своего времени во многом напоминает жизнь православных христиан в современной России, потому что и в современной России подавляющее большинство об истинном православии ничего не знает, а те немногие, которые знаю, зачастую настроены враждебно, потому что истинное православие обличает неистинное. Как сказано в Книге Премудрости Соломона, праведник обличает неправедного просто самим фактом своего существования.

Поэтому Православная Церковь, если она истинная, является нестерпимой для той псевдо-церкви, которая пошла на компромисс. Поэтому были такие гонения на Истинно-Православную Церковь не только в довоенный период, когда были гонения на всех христиан, когда был большой террор, – они продолжались почти до самого 1990 года, пока, наконец, советское законодательство не изменилось. Поэтому китайские новомученики нам должны быть особенно близки.

Но в нашем приходе особая ситуация, которая еще более усиливает связь с ними, потому что именно в этот день одиннадцать лет назад наш приход был официально принят в Истинно-Православную Церковь, которая в то время была Русской Зарубежной Церковью. Наш приход перешел в Зарубежную Церковь в 1997 году, сам процесс занял примерно месяц и закончился он именно в этот день. Поэтому для нас это день, когда мы должны посмотреть, что хорошего сделали, получив для этого все возможности, когда присоединились к Истинно-Православной Церкви.

Конечно, оглядываясь на те одиннадцать лет, можем сказать, что могло бы быть хуже, потому что практически это было время катастрофы Зарубежной Церкви. В 1997 году уже было совершенно понятно, что ее скоро не будет – разрушительные процессы шли уже тогда, и они ускорялись. Надо благодарить Господа, что мы все-таки смогли в них не участвовать и вовремя уйти в те части Зарубежной Церкви, которые не принимали возможность компромисса с безбожием, с ересью экуменизма и так далее. Мы остались в истинно-православной Церкви, несмотря на то, что на данный момент спасено от катастрофы оказалось лишь то, что не осталось в составе прежней Зарубежной Церкви.

Конечно, пребывание в истинно-православной Церкви — лишь средство нашего спасения, а цель – само спасение души. А что мы делаем для спасения души? Если мы находились в истинной Церкви, значит с нас больше спроса, потому что в Евангелии Господь говорит, что если бы Я не был среди них, не говорил бы того, что говорил, а они бы ничего не делали, то с них бы проса не было, не имели бы такой вины, а вот из-за того, что они видели и слышали Меня, и отвергли, — не имеют они никакого оправдания.

Если мы, находясь в истинно-православной Церкви, не живем как христиане, то, конечно, мы не имеем никакого оправдания. К нам особенно относятся эти слова Христа относительно иудеев, потому что мы как раз уподобляемся не тем иудеям, которые приняли Христа, а тем, которые Его отвергли и распяли. Что же должно нас отличать, чтобы пребывание в истинно-православной Церкви было для нас спасительным?

Прежде всего, внимательное отношение к своей собственной жизни. Для того, чтобы оно было, нужно иметь критерий внимательности. Критерий здесь только один – это церковное учение. Церковное учение только во вторую очередь заключается в том, чтобы читать какие-то книжки, знать какую-то теорию, какие-то догматы. Это действительно все необходимо, действительно очень важная часть церковного учения. Но начинать нужно не с этого.

Начинается церковное учение с того, что необходимо для возможности его усвоения. Для того, чтобы это учение можно было усвоить, но не просто интеллектуально запомнить и рассказать, а именно усвоить применительно к своей жизни, надо определенным образом выстраивать свою жизнь. Церковь нас учит этому прежде всего, а потом она учит через это всему остальному. Что же это такое?

Это то, что связано с нашей молитвенной жизнью. С молитвенной жизнью связана и сама молитва, и покаяние, потому что для того, чтобы понять, в чем надо каяться, мы должны понять, где мы отклоняемся от Бога. Для того, чтобы понять где мы отклоняемся от Бога, мы должны к Нему обращаться и Ему молиться. Поэтому без молитвы не может быть совершенно никакого покаяния. Только молитва указывает нам, в чем надо каяться.

С другой стороны, когда мы видим, что мы не молимся, а занимаемся неизвестно чем, это само по себе указывает нам на грехи, на то, в чем необходимо исправляться. Поэтому будем, прежде всего, смотреть, чтобы наше пребывание в Церкви создавало нашу молитвенную жизнь. Так как мы очень склонны, будучи предоставлены сами себе, расслабляться, обо всем забывать и уже не замечать, как уже давным-давно уклонились на стезю далече, то, прежде всего, важно само по себе посещение Церкви. Это нас стимулирует и вводит нас в какие-то рамки.

Тем более важно не просто посещение Церкви, что само по себе тоже очень важно, а подготовка к исповеди и причастию. Необходимо, чтобы это было регулярно. Если у кого-то это не наступило, то надо к этому приблизиться, начать уже сознательно это делать. Кто это делает, надо следить за тем, чтобы делать это регулярно, чтобы всегда и каждый день готовиться к исповеди и причастию. Причащаться и исповедоваться мы можем не каждый день, а готовиться надо всегда. День, который пройдет без подготовки, когда мы не смотрим свои грехи, мы не исправляемся, мы не преуспеваем, не просто удерживает нас на месте. Стоять на месте – это значит падать. Чем быстрее мы падаем, тем меньше мы замечаем скорость своего полета и вообще сам факт того, что мы падаем.

Поэтому, прежде всего мы должны стремиться в Церковь. А в Церкви главное — подготовка к исповеди и причастию. Это во-первых. Во-вторых, само по себе посещение богослужений, которые существуют не только для исповеди и причастия, а вообще создают всю церковную жизнь. Конечно, ходить по будним дням на службу мало кто может, но хотя бы иногда ходить может каждый. Полезно послушать и стараться понять, что происходит за богослужением. Для этого надо молиться дома.

Если мы начнем молиться в Церкви, то постепенно мы начнем молиться дома. Вообще, если мы куда-то идем, то смысл нашего похода измеряется тем, что мы можем принести оттуда домой. Вот смысл нашего похода в Церковь тем более определяется именно этим. Песнопения, которые мы слышали в Церкви, обстановку, те ритуалы, которые совершаются в Церкви, мы не можем и не должны приносить домой, а вот их смысл можем и должны принести. Все что происходит в Церкви, собственно, и направленно на то, чтобы нам что-то дать с собой. А когда мы это берем с собой, то этим пользуемся. Как же мы пользуемся?

Во-первых, мы меньше забываем о Боге, стараемся готовиться к исповеди и причастию. Во-вторых, мы устанавливаем для себя определенные правила для молитвы, которые существуют у каждого христианина каждый день. Конечно, прежде всего, это вечерние и утренние молитвы, без которых совершенно не может быть христианской жизни. Если человек начинает день как попало, заканчивает тоже как попало, не помолившись, то не может здесь быть никакого христианства. Как только он задумается о Боге, то обязательно вспомнит, что молиться надо, и захочет этого сам.

Если мы сами не молимся, или у нас есть какое-то ограничение, то не надо от этого унывать, надо понимать, что такое с нами вполне может быть, но с этим нельзя соглашаться. Хотя бы самопринуждением и усилием воли – это не я так говорю, а святые отцы так учат – все равно необходимо молиться всегда, а не только тогда, когда для этого у нас есть настроение.

Тогда мы постепенно увидим, что наша жизнь как-то меняется. Это будет заключаться не в каких-то высоких духовных состояниях,не в переживании каких-то восторгов или рыданиях о своих согрешениях. Скорее всего, если с нами что-то такое произойдет – восторги и рыдания, — то это будет означать, что мы куда-то уехали не в ту степь. Действительно, некоторые начинают себя так эмоционально накручивать, возникает очень богатая “духовная жизнь”, после которой хорошо, если не будет госпитализации в психиатрическую клинику. Это тоже бывает запросто. К сожалению, некоторые люди, которые были не очень тверды здоровьем, после такой “духовной жизни” рискуют вообще остаться без него.

Поэтому надо смотреть на совершенно другие критерии. Меньше грешить своими застарелыми грехами, больше понимать, что является нашими грехами – вот это будет измерять нашу духовную жизнь. Например, пусть это будет не столь заметная и глубокая страсть, которую трудно победить, скажем, курение у заядлого курильщика, а наша неряшливость в делах, неряшливость на работе, склонность ругаться со своими ближними. Если мы раньше ругались каждый день, а потом начали ругаться раз в неделю, то значит, какое-то покаяние у нас есть, конечно, не полное, и надо продолжать каяться дальше, потому что православный христианин вполне может прийти к тому, чтобы никогда ни с кем не ругаться. Если он раньше очень много ругался, то вряд ли он сразу вот так перестроится, а если он будет работать над собой, то перестроится обязательно. Только что нужно для того, чтобы такие вещи стали в нас происходить, чтобы наше христианство в нас меняло?

Мы должны сами для этого работать, стараться меняться. Для этого мы должны ходить в Церковь, чтобы получить закваску на тот момент жизни, когда мы за пределами храма; и за пределами храма мы должны стараться все делать с молитвой, по заповедям. Чтобы все делать по заповедям, все равно нужно делать все с молитвой, потому что молитва – это главная заповедь. Молитва является, собственно, развитием первой заповеди – возлюби Господа Бога твоего.

Поэтому будем стараться жить по возможности по-христиански. Тогда исполнятся слова псалмопевца, который обращается к Господу со словами: “Дух Твой благий наставит мя на землю праву”.

Аминь.