Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Сретения Господня, и поскольку почти все знают, в чем состояло само событие, то можно сразу сказать, какой в этом был более глубокий смысл. Конечно, в любом евангельском событии смысл неисчерпаемый, но если сделать хотя бы один шаг вглубь, то что мы увидим? То, что нам показывает богослужение. А богослужение нам показывает больше, чем оно прямо говорит, потому что оно нам говорит кое-что и косвенно, помогая нам понять то, что написано в Евангелии.

И сегодня таким моментом было чтение Апостола. Что читалось из Апостола на этот праздник? Читалось Послание к Евреям, самая основная часть всего Послания. И в сегодняшнем отрывке  больше всего это сконцентрировано, а именно – что такое священство по чину Мельхиседекову, которое имеет только Иисус Христос. Недаром сегодняшнее апостольское чтение заканчивалось словами: «ты еси иерей во век по чину Мелхиседекову». Это было Послание к Евреям, но это цитата из псалма, как многие, надеюсь, помнят.

Там было сказано, что священство стало другим. Левитское священство не было совершенным. Потому что если бы оно было совершенным, то не было бы нужды предсказывать другое священство. А другое священство связано с Новым Законом, а мы можем сказать иначе – Новым Заветом. Если другое священство, то, значит, другой Завет. Священство Ветхого Завета установлено по чину Аарона – от Левия, то есть левитское.

Кстати, тут можно сказать кое-что о народном и, особенно, поповском «благочестии», и насколько оно отлично от христианства. Есть такое выражение, которое некоторые люди употребляют с полным сознанием того, что, действительно, такое выражение есть: «по нужде и закону пременение бывает». Это употребляют в том смысле, что если очень хочется, то можно, — хотя и нельзя. То есть если есть нужда, то тогда можно изменить закон.

Конечно, тут грубая и даже хамская то ли ошибка, то ли намеренное искажение смысла сказанного в славянском Апостоле. Действительно, сегодня в Апостоле были слова: «по нужде и закону пременение бывает». Только что это означает? По нужде бывает изменение закона тогда, когда меняется священство. То есть если меняется священство, то необходимым образом из этого надо заключить, что меняется и закон, потому что здесь есть взаимнооднозначная связь между священством и законом. Славянское «по нужде» здесь означает «необходимым образом»; речь идет о логической необходимости.

Вот это было сегодня сказано, но какой был еще пример, какой образ из Книги Бытия? Когда встретил Авраам Мелхиседека, то тот ему принес десятину. Десятину обычно принимает Левий. Но Левий тогда был еще в чреслах Авраама – это не надо понимать как предсуществование душ или тел, – он был еще потенциальным и не очень близким, надо сказать, потомком Авраама. Он сам дает десятину Мелхиседеку, который представляет высшее священство – священство Нового Завета.

И вот если так объясняется этот образ, так говорится в Послании к Евреям, то зачем это читать в сегодняшний праздник? Ведь сегодня все наоборот – сегодня как раз Иисус Христос подчиняется ветхому священству, за Него приносят жертвы, которые предписаны Ветхим Законом. Какое же отношение к этому факту имеет другое событие, более древнее, когда, наоборот, тот, кто должен принимать ветхозаветные жертвы, сам их приносит?

Вот если бы Сретение состояло в чем-то противоположном, если бы там Сам Иисус принимал десятину, как Он принимал дары волхвов, но принимал бы именно от священства, тогда понятно было бы, почему одно изображает другое. Но здесь все наоборот, а все равно одно изображает другое.

Вот так бывает в нашей жизни очень часто, особенно в христианской жизни. Все оказывается противоположным. Люди все время ждут, что будет исполняться так, как написано – буквально. Но часто буквальное означает противоположное. Кто-то может сказать, что в нашем бессознательном противоположности совпадают. На глубоком бессознательном уровне, как это бывает в состоянии сна, а у кого-то в состоянии бреда, не различаются утверждения и отрицания, то есть это все оказывается одним. Но здесь что-то другое, более сознательное.

Как обманулись иудеи? Они ждали Мессию, который освободит. А он не освободил их, не освободил сам себя и был даже убит. Но оказалось, что этим он и освободил. То есть все исполнилось через свою противоположность.  Господь говорит: «Кто хочет быть первым…». Он же не говорит, что не надо хотеть быть первым. В каком-то, конечно, смысле не надо быть первым – в плохом. Вот Он объясняет в каком надо: будь всем слуга, будь последний. Если хочешь быть первым, то будь последним.

Все достигается через противоположное. И сегодняшнее событие – Сретение Господне – связано с тем, которое его предизображало в случае принесения Авраамом десятины Мелхиседеку именно через противоположное.

И нам надо понимать, что когда в нашей жизни происходит что-то противоположное тому, что мы ожидаем, то это не так уж и плохо. Это как раз даже хороший признак того, что с нами не все так плохо, как могло бы быть по нашим грехам. Тут проявляется промысл Божий, показывает нам то, к чему мы на самом деле стремимся, — то есть к Богу, в конечном счете, но через то, что противоположно нашим мыслям.

Вообще говоря, вот такая точная противоположность промысла Божиего мыслям человеческим не является абсолютным жестким правилом, потому что тогда бы было очень легко «рассчитать» Бога. Так, конечно, не выйдет. Но очень часто все же бывает именно так. Хоть и не предсказуемо, но типично. Если мы видим в ком-то, в чем-то что-то противоположное ожидаемому христианскому, то можно предположить, что здесь как раз скрывается христианство, но более чистое, более высокое. Конечно, здесь сразу вспоминается пример юродивых Христа ради.

Конечно, сколько юродивых Христа ради, а сколько вообще юродивых, которые сами про себя могут думать что угодно, в том числе, что они Христа ради, а на самом деле они просто сумасшедшие или просто жулики? Соотношение не 1:1000, а гораздо больше. Но вот всегда есть такая возможность.

Поэтому есть и подвиги такие, чтобы через противоположное приходить к настоящей цели, и такие подвиги указал Господь в Евангелии: кто хочет быть первым, будь всем слуга. Но это так же по-разному воплощается в жизни других людей, не только у нас самих, вплоть до юродства. И самое главное – так идет промысл Божий. Поэтому не будем удивляться, когда противоположное является тому, что обещано, потому что внутренне оно обнаруживает свой подлинный смысл.

Вот так же и в сегодняшнем празднике Сретения внешне мы видим, что Христос подчиняется Закону Божиему, а на самом деле мы видим другое – что Его узнают как Бога, Который установил в свое время этот Закон, и Который, конечно же, выше этого Закона.

Аминь.

епископ Григорий