Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В начале Страстной Седмицы церковь вспоминает апокалипсис; наказание смоковницы — Христос показывает, что может делать не только хорошее, но и наказывать; апокалипсис произойдет до того, как закончится род христиан; последние времена по учению церкви — это все, что происходит после воплощения Христова; когда человек не спасается, а погибает, то воля Божия в отношении его нарушается; нам не всегда полезно, чтобы нам было хорошо; наступит момент, когда мир не выдержит собственного зла; общество состоит из людей, которые стремятся ко всякому злу, исключение — святые; христиане должны вспоминать сделанный ими выбор и утверждаться в нем.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня и завтра мы должны поговорить о тех воспоминаниях, которые полагаются в начале Страстной Седмицы. Эти воспоминания, прежде всего, связаны с концом света. Мы не можем их воспоминать в полном смысле, потому что это еще не произошло, но об этом говорит евангельское чтение, которое мы начали сегодня, а завершим завтра. Это связано с тем, что во вторник совершалась память беседы с учениками, которая произошла после Тайной Вечери на горе Елеонской, там Господь произнес им небольшое откровение об апокалипсисе. Еще древние христиане в Великий Вторник совершали воспоминание этого события и читали соответствующее Евангелие. Поскольку это чтение очень большое, то впоследствии в нашем византийском обряде первую половину чтения перенесли на понедельник. Сейчас мы как раз его и слышали.

Кроме того, были еще и другие воспоминания в эти дни, в частности, сегодня воспоминание о смоковнице. Этот эпизод тоже относится к дням Его страданий. Входя в Иерусалим, Господь проклял смоковницу за то, что на ней не было плода. Но на ней никакого и не могло быть плода, потому что сезон не соответствовал плодоношению, но Он проклял ее, не найдя плода. Совершенно бессмысленное действие, если искать в нем буквальный и рациональныйсмысл. Не надо его искать, его там нет. Смысл здесь абсолютно другой – символический, и его нам объясняет сегодняшнее богослужение.

Поскольку Христос все время совершает разные благодеяния, исцеления и теперь уже воскрешение мертвых, очень много помогает людям, которые не сделали ничего хорошего, а подчас как раз очень много плохого, то может сложиться впечатление, что Христос только и может делать, что хорошее. И тут Он показывает, но не на человеке, которого вроде бы жалко, а на дереве, что Он может делать не только добро, и что наказание может быть по воле Божьей. Конечно, имеется в виду не смоковница, которая не может быть наказана, потому что она, не имея разума, не может согрешить, а разумные создания, которые тоже наказываются Богом. Вот о чем говорит нам этот эпизод.

Еще больше на эту же тему нам говорит сама проповедь Христа на горе Елеонской. Что такое конец света? Сначала это серия разных катастроф, очень плохих событий. Некоторые из них сегодня были перечислены, все они являются признаками конца света. Когда эти события будут? Христос говорит, что еще этот род не закончится, как все это уже произойдет. Род – это буквально значит поколение. Как же так, Он говорит о поколении, которое давно умерло? Очевидно, что здесь имелся в виду не буквальный смысл слова род. Имелся в виду род, который как раз тогда, когда Христос говорил эти слова, родился на земле. Это род тех людей, которые берут свое начало от самого Христа, иначе говоря — это христиане. Христиане еще не кончатся на земле, как все это произойдет. Никакого другого рода уже не будет, чем тот, который начался тогда, продолжается поныне и закончится тогда, когда закончится вообще земная история. Поэтому мы говорим, что Христос воплотится в последние времена.

Периодически на протяжении двух тысяч лет появлялись такие люди, которые говорили, что вот именно сейчаснаступили последние времена. Но последние времена по учению Церкви – это те времена, когда воплотился Христос, и все, что стало происходить после этого. Мы живем в последние времена, да. Но те, кто жили две тысячи лет назад, они тоже жили в последние времена. Новые времена начнутся тогда, когда что-то произойдет. В мировой истории значимого никогда ничего не произойдет, кроме одного – она закончится. Поскольку мы живем сейчас накануне этого единственно значимого события, то наши времена последние.

В эти последние времена происходит то, о чем мы читали в Евангелии: войны, катастрофы, причем таких масштабов, которые все увеличиваются и увеличиваются в геометрической прогрессии. Те катастрофы, которые были в XX веке, невозможно представить в XV веке. Что говорить тогда о масштабах катастроф I–II веков? По тем временам, это тоже были великие катастрофы. Иудейская война семидесятого года была великой катастрофой, и исламская война на большинстве христианских земель в VII веке была огромнейшей катастрофой для всего мира. Но сейчас они так не воспринимаются. Ясно, что время катастроф, действительно, началось. Почему же Христос это попустил? По той же причине, по которой засохла смоковница.

Христос дозволил нашему человеческому роду свободу и ограничил ее только в одном отношении: спасется все-таки только то количество людей, которое восполнит падших ангелов. Кто конкретно будет спасаться, а кто не будет спасаться – это решают люди, каждый сам за себя. Христос хочет, чтобы спасся каждый, но ограничивая Свою собственную свободу в пользу нашей свободы, Он сделал так, что воля Божья может не исполняться в отношении каждого человека, потому что когда кто-то не спасается, а грешит, а тем более когда не просто грешит, а конечным образом погибает, то воля Божия относительно этого человека нарушается. В области вечной жизни свобода этого человека не ограничивается, а воля Божья — да. В результате, люди себе устраивают жизнь по своим грехам, какую они сами себе хотят. Господь отступает от человеческого общества, потому что вмешательство христианства в человеческую историю заключается вовсе не в том, чтобы дать нам блага цивилизации.

Действительно, христианство принесло цивилизацию, но это лишь побочный результат, ни в коем случае не цель. Цель христианства совершенно запредельна к этой жизни: оно существует для того, чтобы дать нам жизнь вечную. Поэтому нам не всегда полезны какие-то блага в общем понимании. Мы сами можем вспомнить, сколько раз мы обратились к Господу с молитвой, когда нам было хорошо, и сколько раз мы это сделали, когда нам было плохо. Эта очень простая арифметика подводит нас к выводу, что именно для нашего спасения лучше: когда нам плохо или когда нам хорошо. И пока мы такие, пока мы чаще обращаемся к Богу, когда нам плохо, нам лучше, чтоб нам было плохо. Когда мы научимся обращаться к Богу все время, тогда нам уже будет не надо, чтоб нам было плохо.

Человек светский скажет: ” зачем нам такая жизнь, если все удовольствия, можно сказать, потеряны?” На такой вопрос каждый сам отвечает за себя, и сам выбирает – пожалуйста. Пока большинство делают свой выбор, количество зла в мире все-таки увеличивается. Временами и местами оно как-то уменьшается, в том числе и за счет христианства, но общая тенденция не меняется: зло только увеличивается, и увеличится оно еще настолько, что мир, в конце концов, не выдержит собственного зла. На этом и закончится эта история, в историческом смысле христианство будет побеждено. Об этом подробно и ясно говорит апокалипсис, а кратко говорит то чтение, которое мы начали сегодня, а завтра завершим.

Не будем удивляться тому, что мир такой, как мы сами. Мы сами стремимся ко всякому злу. К счастью, есть люди, которые не таковы, но их очень мало, — это святые. Все остальные люди таковы, как мир. Общество в любой стране, в любой цивилизации – это именно общество таких людей. Оно не может вести к чему-то другому, кроме как к глобальной катастрофе, которая складывается из многочисленных локальных, но не менее неприятных для тех, кто в них оказывается. Если человек погибает и мучается, то ему уже не принципиально, что происходит с остальным миром, останется ли он еще или уже нет.

Видя все это, мы можем понять, к чему приведет наша жизнь, если мы останемся такими, как мы были. Мы можем посмотреть, что нам взамен предлагает Бог, и сделать выбор.

Христиане свой выбор уже сделали, но нам нужно это вспоминать не для того, чтобы сделать этот выбор еще раз, а для того, чтобы в нем утвердиться.

Мы склонны забывать сделанный собственный выбор. Будем вспоминать, а, вспоминая — утверждаться.

Аминь