Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали евангельское чтение о том, как некий человек попал к разбойникам, когда он шел из Иерусалима в Иерихон. Его оставили брошенного и избитого, и неизвестно, что бы там с ним было, если бы добрые люди не проходили. Добрые люди проходили, но почему-то его не брали.

Первый человек, принадлежавший, как мы бы сказали на современном языке, к истинной Церкви, то есть он был из народа израильского, был священник, но он не стал ему помогать, хотя, казалось бы, был должен. Потом прошел левит, то есть представитель того рода, того племени народа израильского, из которого брались священники, но и этот ничего делать не стал. Хотя и священник, и левит должны были не только исполнять то, что положено иудеям, то есть членам истинной Церкви, но и быть еще примером для всех остальных. Но они вот так поступили.

А потом прошел третий – самарянин, или по-русски самаритянин. Это означало, что он был еретик. Они не были язычниками, но что-то они принимали из истинного учения, а что-то не принимали. При этом они верили в единого Бога, язычниками они не были, и никто их такими не считал, но они были в точном смысле теми, кого мы сейчас называем еретиками.

И вот прошел еретик, который помог избитому путнику. И не просто помог, а доставил в гостиницу и сказал хозяину, чтобы тот оказал необходимую помощь, а на обратном пути через несколько дней обещал оплатить его расходы. И дальше вопрос: кто из них оказался ближним?

Это очень важно, потому что мы никогда не должны думать, что ближним оказывается тот, кто должен оказаться ближним. Кто должен – это понятно: те, кто с нами одной веры, те, кто с нами особенно близок по воспитанию и так далее. То, что должны – это несомненно, и притча не ставит это под сомнение. Но она указывает на другое: одно дело, что должно быть, а другое – что есть.

И очень часто так бывает, что кто должен – тех нет, а кто не должен, тот обретается. Поэтому надо принимать от Бога ту помощь, которую Он дает – не через тех людей, которых мы бы хотели, а через тех, кто, может быть, покажется нам совершенно неподходящим для этого. Нам может показаться, что это безобразие прибегать к его помощи, а он окажется ближним.

Надо еще понимать, что Иерихон – это образ всего мира, а Иерусалим – это образ Царствия Небесного. Человек вышел в мир, пошел по мирским путям, а дальше с ним случилось то, что обычно и случается с человеком, живущим в миру. На него нападают разбойники, причем, не обязательно чувственные разбойники, а это в некоторых случаях бесы, которые действуют через тех или иных людей, так или иначе, обязательно нападают на всякого человека, находящегося в миру.

Конечно, если он изначально сдается им в плен или сам вступает в их банду, то это будет один вид ситуации. А если он пытается все-таки идти своим путем, не хочет быть разбойником, хочет, чтобы все было правильно, то тогда получается столкновение, как описано в этой притче.

Обычно, особенно поначалу, результаты этой борьбы очень плохие. Спасибо, что не убили – вот, собственно, и все результаты. Будешь ли ты жить после таких избиений – тоже большой вопрос. Имеется в виду, жить духовно. Такаявот картина человеческой жизни в миру – нападают разбойники, они гораздо сильнее и делают, что хотят.

А потом какие-то люди могут нам помочь. Даже есть специальные люди, которые для этого поставлены. Они для этого и существуют — и сами они охотно об этом скажут, — чтобы таким, как мы, помогать. Это, прежде всего, священники. Во вторую очередь, левиты. Левиты – это те, кто, не будучи священниками, хотя священники тоже из их племени, являются также служителями Церкви.

Эти люди, хоть Бог их для этого поставил, и они сами говорят о себе, что они для этого поставлены, зачастую ведут себя совершенно не так, как должны. Бывает такое искушение, но мы не должны видеть в этом что-то экстраординарное. К сожалению, измена своему собственному долгу – это достаточно частая вещь. А вот Господь все равно нам в помощи Своей не откажет, просто ее могут оказать какие-то неожиданные люди. Вот как, например, этот еретик-самарянин.

Мы не должны думать, что если он еретик, то он плохой, хотя еретик – это, действительно, плохо. Ересь никто не оправдывает, но нельзя думать, что еретик не имеет права делать добрые дела. Конечно, если он хочет, то он может. И ему это на пользу, а мы должны радоваться, что он это совершает. И если это доброе дело по отношению к нам, то, конечно, без всякого колебания принимать, но если это действительно доброе дело. А для него это так или иначе, но как-то положительно скажется, хотя мы не знаем заранее, потому что это тоже дело Божие.

Так же мы и про себя не можем сказать, что мы особо хорошие: каждый за собой что-то знает, а может, даже и не знает, и не понимает, насколько это плохо, — но это, тем не менее, не повод говорить, что мы такие вот плохие, и что мы не будем делать то, что нам надо делать, что мы обязаны. Нет, мы все равно должны помогать тем, кому мы обязаны, даже несмотря на то, какие мы плохие. Это могут быть какие-то неожиданные и вовсе нам незнакомые люди.

Поэтому самое главное, к чему мы должны стремиться, это наша внутренняя чистота ума. Тогда мы не будем удивляться, что кто-то чего-то не делает, а должен делать. И даже не будем удивляться более удивительному, что кто-то делает что-то хорошее, что он не должен делать, не обязан вроде как. А будем все время следить за собой, чтобы эту чистоту ума не потерять и ко всем людям относиться непредубежденно, понимая, что все они могут сделать и, наоборот, не сделать такое, что от них ожидаешь. Главное, чтобы я делал то, что я обязан, и, по возможности, делал то, что, может быть, и не обязан, но что мне для пользы души лучше сделать, чем не сделать.

Но иногда “сделать” означает именно “не сделать”, потому что не совершить грех, когда есть к тому возможность, искушение, побуждение, это тоже поступок, хотя снаружи это выглядит как отсутствие поступка, как отсутствие действия. Ты сдержался – это действие, просто это может быть незаметно. Поэтому мы всегда что-то делаем, даже когда мы ничего не делаем.

Но вот это действие должно быть по заповедям Божиим, во-первых, а, во-вторых, по тому, что Господь рекомендует. Тогда мы становимся христианами и ведем жизнь по Новому Завету, когда мы не только не нарушаем запретов каких-то, но совершаем то, что не требуется в обязательном порядке, но что желательно. И при подражании святым мы, конечно, это и делаем.

Аминь.