Связь памяти св. Дионисия с Успением Божией Матери. Сейчас творения св. Дионисия многие не любят, но если их не любить и не понимать, то невозможно правильно понять и богословские творения других святых отцов. Главное в творениях св. Дионисия: через Христа человек стал выше ангелов; земная и небесная иерархии; как нам нужно внутренне жить, чтобы взойти на небо. Языческую философию лучше изучать через призму творений св. Дионисия, а не наоборот.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Сегодня мы совершаем память святого Дионисия Ареопагита. В современном богослужебном календаре этот день почти ничем не выделен, только есть к нему особенное евангельское и апостольское чтения на литургии, а в остальном это будничное богослужение. Но на самом деле это праздник, причем праздник двухдневный, потому что завтрашняя память священномученика Иерофея, епископа Афинского, это память наставника и учителя в богословии Дионисия Ареопагита, о котором рассказывается в его сочинениях. Праздник этот большой, и это понятно из того, что сегодня ровно 50-й день от Успения Божией Матери, и это все, конечно, не случайно, потому что святой Дионисий Ареопагит повествует в своих сочинениях, что именно в день Успения Божией Матери, когда все Апостолы собрались к Ее одру, там был и святые Дионисий с Иерофеем, и они видели, как открылись небеса, Ангелы приступили к одру Божией Матери, и через все ангельские иерархии спустился Христос, чтобы взять Ее душу. И вот, на иконах Успения обычно изображаются эти разверстые небеса и Христос, стоящий посреди них и держащий на руках душу Божией Матери, которая изображается отдельно от тела в виде младенца. Это вот и было то видение ангельских иерархий, то откровение, которое легло в основу сочинений Дионисия Ареопагита “О небесной иерархии” и других его великих творений.
Конечно, современному человеку трудно понять сочинения Дионисия Ареопагита, потому что там настолько своеобразный греческий язык, что при переводе на какой бы то ни было другой язык — а существует очень много его переводов на разные языки, в том числе на русский, церковнославянский, — вполне передать все, что там есть, не удается; но даже если читать по-гречески, все равно это несколько трудно. Но все-таки недаром у святых отцов таким огромным уважением пользовались произведения святого Дионисия. Сейчас многие говорят, что там платонизм, что там все не очень церковно; и многие даже православные люди, даже настроенные читать и понимать святых отцов, как-то недолюбливают или вообще не любят творения Дионисия Ареопагита, а тем самым и не понимают. Но не понимая Дионисия Ареопагита, не настраиваясь на его сочинения — а мы это можем сделать, даже и не читая их самих, а просто читая гимнографические произведения в честь святого Дионисия или творения святых отцов, насыщенные его созерцаниями, например, “Тайноводство” святого Максима Исповедника, — мы не можем настроиться на то, чтобы действительно понимать святых отцов. Потому что очень долгое время, не менее 1000 лет, в течение всего “золотого века” византийской святоотеческой письменности, т.е. с VI по XIV–XV век Дионисий Ареопагит служил таким же камертоном, как и Новый Завет, а может быть, и в большей степени, чем Новый Завет, в плане того, как нужно писать богословские труды. И если сам камертон нам не нравится и непонятен, то ясно, что что-то очень ущербное будет и в нашем понимании всех остальных богословских святоотеческих творений. Поэтому, конечно, надо стараться читать Дионисия Ареопагита.
А что же мы узнаем из его творений? Прежде всего, это начальное созерцание ангельских иерархий и устройство небес. Там довольно много рассказывается подробностей об устройстве ангельского мира; но, наверное, самое главное, что всем нужно понимать, это то, что хотя по естеству своему Ангелы были выше людей и ближе к Богу по природному своему устройству, но Господь изначально так задумал и впоследствии осуществил, несмотря на грехопадение человека, что Он станет человеком, и что через Него будут освящаться все. И поскольку Ангелы, хотя и выше человека, но все равно ниже Бога, то когда Сам Господь, не переставая быть Богом, стал человеком, тогда уже и сами Ангелы, получается, через человека, т.е. через Христа, Который стал человеком, смогли созерцать Бога, получать свое освящение и участвовать в нашей Евхаристии. Когда мы за каждой литургией Преждеосвященных Даров поем: “Ныне силы небесныя с нами невидимо служат”, — а на обычной литургии есть похожие песнопения или молитвы, то это происходит не потому, что мы без Ангелов не справимся, и нам нужна какая-то от них помощь, а потому, что они, так же как и все наши прихожане, нам сослужат и участвуют в нашей Евхаристии. Хотя они и не могут причащаться под видом хлеба и вина и не нуждаются в таком причастии, но тем не менее, в причастии Тела Христова нуждаются все, даже Ангелы.
И вот, говоря об Ангелах, святой Дионисий Ареопагит не мог не сказать о том, как устроена наша земная Церковь, и как она является образом небесной иерархии и возводит всех нас на небо. И об этом рассказывает тоже очень большая часть его сочинений. А говоря о том, как мы восходим на небо, и о том, какие для этого есть условия и средства церковной иерархии, Дионисий Ареопагит сказал также и о том, какими нам самим нужно быть, чтобы восходить на небо, как нам нужно устраивать свой внутренний мир, свою душу, и на чем вообще основана молитва. Об этом говорят его большие трактаты “О Божественных именах” и “О таинственном богословии”.
И конечно, для людей, которые хотят понимать православие по-бытовому: пошел, поставил свечку, помолился о здоровье своем и близких, — непонятно, зачем нужен Дионисий Ареопагит. И прямо сказать, он им не нужен, а только мешает. Но для тех, кто стремится к спасению души, кто имеет возможность, а значит, и необходимость читать святоотеческие наставления о том, что ведет к спасению души, Дионисий Ареопагит, конечно, необходим. И если с верой предаться чтению его, пусть и сложного, богословского текста и пытаться войти в его, так сказать, стихию, просить, чтобы Господь молитвами святого Дионисия вразумил нас, то, конечно, если и не все, то очень многое все-таки будет понятно. Поэтому не надо бояться читать сложные святоотеческие тексты. Они написаны для людей, которые все сначала ничего не знают, но потом начинают постепенно что-то узнавать. Произведения святого Дионисия написаны, конечно, для людей, склонных к богословию и образованных, но, тем не менее, они доступны и “с нуля”, потому что там нет никаких определений и понятий, которые не объяснялись в самих же этих произведениях и требовали бы какого-то предварительного образования. Наоборот даже, предварительное образование и изучение языческой философии, которая там использована, может и помешать. Потому что не все могут изучать языческую философию формально, так чтобы не напитаться идеями богословского характера, которые в ней содержатся; а после такого образования уже труднее воспринимать творения Дионисия Ареопагита. Поэтому лучше даже и наоборот, в качестве ключа к языческой философии, если кому-то надо ее изучать, использовать Дионисия Ареопагита; тогда это точно будет не во вред.
Но как бы то ни было, независимо от того, нужно нам специальное философское образование или нет, стремимся мы к нему или нет, все мы стремимся к Царствию Небесному, и именно об этом говорит святой Дионисий Ареопагит с очень большой ясностью, если не пытаться перетолковывать его сочинения, следовать их внутренней логике и вникать в них. И да сподобит нас Господь хоть немного лучше понимать Дионисия Ареопагита и все то, о чем он пишет. Аминь.