Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня мы празднуем Воскресение Христово, самый главный праздник для всех христиан. Празднуя его, мы должны спросить себя: что же мы празднуем? Конечно, человек, который немножко знаком с христианством, понимает, что это не просто такое веселое время, когда принято есть куличи и крашеные яйца, а это время, когда мы празднуем Воскресение Христово.
“Христос Воскресе” — эти слова для человека, который хоть немножко соприкоснулся с христианством, что-нибудь да значат. Может быть, он даже понимает, что это действительно Спаситель мира, Бог воплотившийся, который умер и воскрес для того, чтобы спасти лично меня. Это надо, конечно, понимать. Но беда наша в том, что понимая даже это, мы склонны не только не делать никаких нужных выводов, но и вообще стараемся держаться как-то подальше.
Как будто что-то блокирует нас, и организм вылетает из этих мыслей, потому что дальше надо было бы поставить следующий вопрос: ну хорошо, Христос воплотился, но а мне-то что? Это ж не я воплотился, а Христос, Бог. Я-то тут при чем? Как я к этому могу иметь отношение? И вот для того, чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к учению Церкви, потому что самим тут выдумывать нечего, ничего хорошего мы не выдумаем, если будем выдумывать сами о догматике.
Церковь нас учит, что мы будем иметь к этому отношение только в одном случае: если мы придем ко Христу. Христос воплотился за всех, да. Поэтому каждый может прийти. Но ведь может и не прийти, потому что свобода воли никуда не девается. Нам надо к нему прийти. А что это значит, если очень коротко и только самое главное?
Это значит, что мы должны войти в тело Христово — в то тело, в котором Бог воплотился. Это то тело, которое преподается нам в евхаристии, то есть в причастии. То есть мы должны причащаться, быть в теле Христовом. Тогда понятно, какое я лично имею отношение к тому, что Христос воплотился и воскрес, потому что тогда получается, что Он воплотился и в меня тоже.
Тогда все понятно становится, но Он воплотился и в меня тоже, если я член истинной Церкви, если я причащаюсь и сам себя от причастия не отлучаю по причине своего пренебрежения, ну или по причине каких-то грехов, по которым невозможно уже причастие, пока не понесешь епитимью. Причастие возможно после любых грехов, но при условии той или иной епитимьи.
Поэтому будем думать, прежде всего, чтобы нам причащаться так часто, как мы можем, но, конечно, готовясь к этому.
В подготовке к причастию главное не что иное, как сама христианская жизнь. А в христианской жизни главное, если очень коротко, две вещи: чего не делать и что делать. Как всегда во всем, можно выделить два аспекта.
Не делать — того, что нас отвлекает от христианства, что ставит нас в какую-то даже несовместимость с христианством. Стараться не делать того, что мы считаем явными грехами, а если не получается, то молиться, дальше стараться, причащаться и исповедоваться. Тогда постепенно будет получаться лучше.
А что надо делать? Иметь в памяти своей Бога и, по возможности, молиться. Имея в своей памяти Бога, мы уже ведем себя совершенно иначе, нежели тогда, когда забываем. Поэтому будем радоваться, прежде всего, присутствию Божию в нашей жизни. Присутствие Божие есть в нашей жизни, даже если мы не хотим — никто не может от Бога никуда убежать. Но давайте мы будем этого хотеть, и тогда мы будем этому радоваться. Если мы будем этому радоваться, то будем Богу молиться, а если будем молиться, то будем приходить в церковь и участвовать в причастии Тайн – тела и крови Христа Воскресшего.
Аминь.