Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем тот праздник Креста, один из нескольких праздников Креста в году, который установлен в течение Великого поста, в середине Великого поста. Сегодня в Синаксаре мы слышали, сколь много причин существует для того, чтобы установить этот праздник. Одна из этих причин заключается в том, что Крест нам помогает пройти пост.

Подобно тому, как дерево, под которым могут отдохнуть утомившиеся путники — имеется в виду, что они идут по жаре в пустынной местности, — подобно этому Древо Крестное насаждено в середине поста. А также подобно тому, как в середине рая было древо жизни, от которого, вкусив, тогда умерли, а если бы вкусили своевременно, то ожили бы для жизни вечной, такое же древо жизни Крест посреди рая, которым является Великий пост. Понимаем мы, таким образом, для чего это нужно. А как же этим воспользоваться?

Скажи обычному человеку, даже и православному христианину, что Крест для того, чтобы утешиться и отдохнуть, а он, может быть и поверит, потому что православный человек верит всему, чему Церковь учит, но все равно совершенно не поймет. Он поймет, что так это и есть, но как это есть и какое отношение это имеет к нему лично, из этого еще будет совершенно непонятно. Поэтому нам надо постараться понять, как это относится лично к нам.

Наверное, это можно разными способами пояснить, но попробуем хотя бы одним.

Если мы стараемся себя стеснять, ограничивать и делать все то, с чем ассоциируется Крест, со всякими тяжелыми вещами, и, вроде бы, неудобными, то результатом этого понуждения будет большое облегчение. Потому что на самом деле мы станем более независимыми. Не буду говорить, что вообще независимыми, но хотя бы более независимыми, чем были, от всяких житейских вещей, которые нас раздергивают.
Не обязательно это какие-то люди и обстоятельства, хотя они тоже, но прежде всего, наши внутренние помыслы, которые не дают нам покоя, которые постоянно возбуждаются от самых случайных предметов. Мы начинаем чего-то бояться, чего-то хотеть, чего-то не хотеть. “А вот как же это будет, если будет вот так? А как это будет, если будет вот сяк?” Причем на самом деле, как жизненный опыт нам подсказывает, все равно будет “эдак”. То есть если будет так, как мы ожидали, то это будет совсем не то, что мы ожидали, совсем не так это будет переноситься.

Все эти гадания совершенно глупые. Одно дело — подумать о том, о чем мы должны подумать относительно нашего будущего, это вполне разумно. А другое дело — все время вот так перетирать, отвлекаться, терять из-за этого покой и сон, отклоняться от своих прямых обязанностей. Это все совершенно ненормально. Вот пост, который вообще помогает нам сосредоточиться, особенно помогает нам сосредоточиться в этом, чтобы меньше отвлекаться нам на всякую ерунду.

И сегодняшнее богослужение, и та седмица, которая у нас сейчас началась, особенно нас именно к этому предрасполагает. Если мы вспомним о том, что нам предлагает Крест, вспомним, в частности, в том смысле,  чтобы нам больше думать о том, что касается молитвы, нашей христианской жизни, то получится, конечно, сначала вроде как утеснение какое-то и неудобство. Но на самом деле, если мы даже слегка это поделаем, не по-настоящему как надо, а только вот слегка, то уже ощутим благие плоды.

Нас оставят вот эти страхи, какое-то безумное возбуждение, эйфория. Хоть возбуждение радостно, хоть горестно — оно одинаково безобразно и вредно. В результате мы почувствуем освобождение, даже сначала слегка почувствуем, а если будем упорствовать, как нас, собственно, Церковь и призывает, то, действительно, ощутим большое освобождение и облегчение.

В принципе, может быть, мы и начали пост с такими соображениями и попытками, по крайней мере, православные христиане стараются все делать так, но сейчас уже, к середине поста, этот запал у нас стал погасать. Я выражусь аккуратно, потому что на самом-то деле, я понимаю, что он просто совсем погас, если он вообще был. Но сейчас нам предлагается взять второе дыхание, новый старт в течение Великого поста.

Если предлагается, значит это не только хорошо, но и вполне нам доступно. Если мы послушаемся того, что нам предлагает Церковь, то мы и ощутим в своей жизни соответствующее облегчение. Принимаем Крест и видим, что иго, действительно, легко есть. Мы не говорим, что оно не иго — иго оно иго и есть, а иначе оно называется Крест, — но оно именно легко в том смысле, что оно даже облегчает нашу жизнь, на которую мы жалуемся, что она тяжелая.

А тут получится, что это не наша жизнь тяжелая, потому что наша-то легкая. А что тяжелая — то нас прямо-то уже и не касается. Вот это нам предлагается сегодня. И это предлагается, в первую очередь, для того, чтобы и дальше нам достигнуть Воскресения. И чтобы мы праздновали Воскресение не так, как доступно язычникам, когда все радуются и едят яйца с куличами, а так, как положено христианам, но недоступно даже и христианам, если они не слушают Церковь и живут как-то по-своему. Мы будем стараться жить так, как сегодня Церковь нас призывает.

Аминь.