Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Отдание праздника Пасхи — праздник Пасхи в более узком и собственном смысле слова заканчивается; по-возможности, праздник Пасхи надо не только начинать богослужебно за литургией, но также его и завершать, потому что от этого дня очень сильно зависит, как у нас пройдет остальной год до следующего дня Пасхи; некое внутреннее состояние праздника должно быть всегда; не должно быть места рассеянию – по-славянски это называется уныние, — бессмысленному любопытству и праздному времяпрепровождению; нужно сосредоточиться на молитве и поменьше заниматься тем, что нас от нее отвлекает; надо все время подходить к своей жизни по-деловому и по-рабочему; у нас вопрос должен быть к самим себе всегда только один: “что я должен делать”, а не “что со мной будет”.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершили богослужение последнего дня праздника Пасхи. Сегодняшний день называется отдание Пасхи. Конечно, пасхальный период еще будет продолжаться и весь праздник Вознесения, который нам предстоит, и Родительская Суббота, и праздник Троица – это все тоже пасхальный период. И по сути дела пасхальные дни – это вся Пятидесятница, все эти пятьдесят дней.

Но все-таки праздник Пасхи в более узком и собственном смысле слова заканчивается, приветствие “Христос Воскресе”, конечно, можно круглый год употреблять, но особенно оно звучит в период Пасхи и сегодня звучит в последний день, и пасхальные особенности богослужения сегодня тоже последнийдень.

И вот этот день нас к чему-то обязывает и на что-то настраивает. Именно поэтому мы стараемся по возможности совершить в этот день литургию и еще какие-то богослужения, хотя, конечно, хорошо было бы и каждый день их совершать, вообще каждый день Пасхи, но мы не делаем ни того, ни другого по разным причинам. Бог весть, насколько они уважительны. Но все-таки сегодня мы стараемся это сделать, кто может, тот приходит.

Почему это так особенно важно? Хотя, казалось бы, воскресенье было недавно, Вознесение, когда люди тоже постараются прийти в церковь, будет очень скоро. Зачем еще и сегодня дополнительная литургия?

Затем, что по возможности праздник Пасхи надо не только начинать богослужебно за литургией, но и также его и завершать, потому что от сегодняшнего дня очень сильно зависит, как у нас пройдет остальной год до следующего дня Пасхи. И дело не в том, доживем ли мы до праздника Пасхи физически, потому что это как раз совершенно неважно, а в том, как мы унесем с собой то, что было дано нам в эти пасхальные дни, к которым мы готовились Великим постом.

Некое внутреннее состояние праздника должно быть всегда. Ради этогоу нас бывают временные праздники. Временные праздники, которые в течение церковного года начинаются и заканчиваются, только для того и нужны, чтобы внутренне у нас были постоянные праздники, которые не начинаются и не заканчиваются, если мы, действительно, идем в вечность. То есть даже не начинаются, а если смотреть из времени, то начинаются, но все равно не заканчиваются. Что же это означает?

Это означает, казалось бы, бодрое и хорошее состояние, и в каком-то смысле это, действительно, так. Не должно быть места рассеянию – по-славянски это называется уныние, — бессмысленного любопытства и праздного времяпрепровождения, следующей за этим очень часто печали, или печали, следующей за гневом. Вот этого всего быть не должно. Это противоречит совершенно очевидно состоянию праздника.

Но хорошо сказать, что не должно. Хорошо даже это понимать, но от этого понимания ведь не будет еще на самом деле исполняться то, что должно, и не исполняться то, что не должно. На самом деле нужно что-то, что было бы позитивным и правильным, а именно, чтобы нас наполняло то, что на самом деле интересно. Не то, чем мы увлекаемся по рассеянности сиюминутной или от какого-то малодушия и тому подобного, а то, что, действительно, является интересом нашей жизни.

Есть только один для этого способ – молитва. А чтобы была молитва, надо чтобы поменьше было того, что ее портит и отвлекает. С одной стороны, не надо отвлекаться на разные случайно возникающие раздражители, будь то какие-то опасности или, наоборот, удовольствия, а, с другой стороны, надо все время сосредотачиваться на том, что на самом деле надо.

Можно сказать, что надо все время сосредотачиваться на молитве, но здесь будет тавтология,потому что легко сказать, а как это связано практически с нашей жизнью? Практически в нашей жизни все время бывает какая-нибудь одна тема — обычно одна, очень редко две и почти никогда три, хотя, наверное, и такое бывает, но это почти уже исключенная ситуация, — о которой мы должны думать преимущественно.

Это связано с исполнением наших обязанностей. При этом существует десятки и сотни тем, на которых мы отвлекаемся или потому что хотим, или потому что не хотим. Они нас пугают, заставляют о себе думать и так далее. И вот надо все время возвращаться к тому, что нас по-настоящему касается, и отвращаться от того, что нас по-настоящему не касается.

Для этого надо все время подходить к своей жизни по-деловому и по-рабочему. Все время у нас вопрос должен быть к самим себе только один: что я должен делать? Не “что со мной будет”, “что со мной сделают”, “что меня ожидает” — это все вопросы исключительно от лукавого, — а “что я должен делать”.

Это и в какой-то сиюминутной маленькой ситуации актуальный вопрос, и в сколь угодно большего масштаба ситуации должно быть так. И вот если мы будем так делать, то будем и молиться правильно, потому что ответ на этот вопрос без молитвы искать все равно невозможно. И, с другой стороны, наша молитва в каждый момент будет иметь какую-то еще ясную жизненную цель – найти ответ на вопрос “что я должен делать”, всегда один и тот же, но задаваемый просто на разных уровнях.

И вот тогда мы удержим собой состояние праздника, а, точнее говоря, мы будем использовать в своей жизни то горючее, которым для нас являются церковные праздники. От этого горючее будет не только не убавляться, но, наоборот, прибавляться.

Аминь.