Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Отдание Пасхи, но праздничный период будет еще до Пятидесятницы. Надо на весь год запомнить, что мы становимся членами Церкви, чтобы участвовать в воскресении Христовом, а для этого мы должны участвовать в Его смерти. Внутренне надо постоянно иметь и пост, и праздник. Кто непрестанно молится, для того праздник Пасхи не кончится никогда.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем отдание Пасхи. И, рассуждая формально, именно сегодня — последний день праздника Пасхи, когда исчезают из храмов красные облачения и заменяются сначала белыми, а потом зелеными; но на самом деле можно немножко утешаться, если это кого-то расстраивает, тем, что настоящее отдание Пасхи — это праздник Троицы. Потому что все это единый пасхальный период, и последние десять дней от него отделились только потому, что постепенно выделился в отдельный праздник день Вознесения (это произошло в IV веке), и тогда последний период этих пасхальных 50 дней между Пасхой и Пятидесятницей стал особым временем празднования Вознесения Господня — праздника, в который мы входим уже сегодня вечером. Но тем не менее, пасхальные песнопения сегодня последний раз пелись за богослужением, и в последний раз мы сегодня совершили пасхальный Крестный ход. И конечно, неизвестно, удастся ли нам дожить до следующего года, когда опять прозвучат в храме пасхальные песнопения, и поэтому надо запомнить самое главное из того, чему учат нас песнопения праздника Пасхи и сам этот праздник. И конечно, надо об этом не забывать, особенно начиная с сегодняшнего дня.

Надо помнить, что мы живем для того, чтобы у нас внутри происходило воскресение Христово, точнее, чтобы мы сами стали участником в этом воскресении. Надо помнить, что мы для того крестимся, для того становимся членами Церкви, чтобы участвовать в воскресении Христовом, а для этого, как мы знаем, как говорит нам Апостол Павел, мы должны участвовать в Его смерти. Кто участвует в смерти Христовой, тот будет участвовать и в Его воскресении. Вот, смерть и воскресение Христово — это и есть основное содержание праздника Пасхи, и это то, что должно с нами оставаться и о чем мы не должны забывать; и для обновления этого и существует ежегодное празднование Пасхи в Церкви Христовой.

Ближайшие дни и недели будут еще праздничными, потому что праздничными будут дни Вознесения, которые сразу же сменятся праздничными днями Пятидесятницы, и только потом уже наступят обычные дни и начнется Петров пост; но мы должны помнить, что Церковь постепенно выводит нас из этого праздничного пасхального времени к обычным дням, к будням, когда мы внутренне должны все равно сохранять празднование, празднование пасхальное, каким вообще бывает по сути всякое христианское празднование. И как в дни праздников мы должны сохранять то, что приобретаем в посту, потому что внутренне у нас должен быть пост, когда внешне праздник, — точно так же когда внешне у нас будет пост или вообще просто будни, тогда внутренне у нас должен быть, наоборот, праздник. А точнее сказать, и то, и другое у нас должно исполняться и должно быть вместе, и поэтому внутренне у нас должен быть всегда и пост, и праздник, — то, что невозможно во внешней нашей жизни. потому что мы не можем одновременно праздновать церковные праздники и поститься, и Господь Сам об этом сказал, что “не могут поститься сыны чертога брачного, пока с ними Жених”; но тем не менее, внутренне все происходит по-другому, и мы можем сочетать пост, а также трезвение и внимание, которые внутренне сопутствуют телесному посту и, собственно, являются постом внутренним, с празднованием христианским — т.е. не цепляться за разные удовольствия этого мира, а прилепляться памятью к Богу, держать молитву. А кто имеет непрестанную молитву, тот всегда имеет с собой праздник, и кто имеет внутри себя молитву и память Божию, для того никогда не кончится внутренне праздник Пасхи, и ему даже будет не важно, доживем ли мы на будущий год до этого праздника или нет. Главное, чтобы все мы продолжали “истее причащатися” этого пасхального празднования “в невечернем дни Царствия Христова”. Аминь.