Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память нашей святой, святой нашего храма, великой княгини Елизаветы, и верной ее помощницы и спутницы инокини Варвары, которая пострадала потому, что не рассталась с ней во время всех ее злоключений, и пострадавших с ней в Алапаевске великих князей, которых тоже расстреляли не за то, что они были в чем-то виноваты, а всего лишь за то, что они носили фамилию Романовы, за то, что были тоже из этой семьи.

Настолько велико было ожесточение большевиков, что они по одной принадлежности к фамилии Романовых готовы были убить и убили всех, до кого только смогли дотянуться. Но как бы то ни было, Елизавета, понимая, что ее ожидает, все равно не покидала Россию и решила принять мученическую кончину.

Мы иногда читаем жития древности, когда какие-то монахи узнавали о том, что идут варвары, которые будут грабить и убивать тех, кто в монастыре. Большинство поступали вполне разумно — спасались бегством, прятались, — а некоторые говорили так: что Бог пошлет, то я и перенесу. Они чувствовали, что конец их подвига должен завершиться таким образом. И так и получалось, что они принимали мученические венцы. В древности таких примеров немало, но в последние века мы от них отвыкли. А вот события XX века вновь заставили привыкать, вновь были такие события.

Но чему же нас сейчас может научить Елисавета Федоровна? Я затрудняюсь перечислить все, а просто некоторые, немногие примеры могу привести. Прежде всего, она относилась ко всем одинаково, независимо не только от происхождения, бедности или знатности — это-то понятно, — но даже независимо от враждебности к христианству.

Ей приходилось иметь дело со многими людьми, которые были враждебны ей, враждебны монастырю, враждебны христианству вообще. Она к ним относилась совершенно так же, как к лучшим своим друзьям, по возможности, оказывала им медицинскую помощь. Действительно, мы знаем, что было много примеров, когда в ответ на такое отношение многие враги христианства стали христианами, покаялись и глубоко уважали Елисавету. Или, может быть, они и не стали полноценными христианами, но, по крайней мере, уже в чем-то раскаялись, изменили свои взгляды и как-то все-таки приблизились ко спасению.

Конечно, мы знаем и другие случаи, когда ничего не помогало, потому что если Сам Господь Иисус Христос ходил по земле и многим делал добро и благотворил даже, а все равно нашлись люди, которые Его распяли, которые не прониклись никакой проповедью, то не надо удивляться, что те, кто потом шел за Христом, все святые, тоже никогда не имели стопроцентного успеха в проповеди.

И мы не должны ожидать тоже, что все всегда люди, глядя на нас — предположим, что мы хороший пример христианский — будут действительно исправляться. Кто-то будет, и даже кто-то неожиданно для нас, про кого мы в последнюю очередь могли бы это подумать, а кто-то не будет. Все это полезно для нас. Конечно, если кто-то не исправляется, то для него самого это неполезно, но для нас понимать, что не все от нас зависит, и что мы не более всемогущи, чем Господь Бог, Который и то не может исправить сердца многих людей, это всегда полезно.

Конечно, интуитивно мы себя считаем всегда более всемогущими, чем Господь Бог. Мы считаем, что у нас все должно получаться, всегда. Когда что-то не получается, то это просто какая-то вопиющая несправедливость. Но на самом деле к этому надо относиться смиренно и знать заранее, что это будет.

Также очень полезен пример Елисаветы еще вот в каком отношении. Та гражданская война, которая по сути дела, при ней начиналась, — эта гражданская война до сих пор еще не кончилась. И мы должны понимать две вещи.

Хоть гражданская война и не кончилась, но мы как православные христиане не должны принимать в ней ту или другую сторону. Мы должны быть над схваткой, и никакая из сторон войны не является собственно христианской стороной. Это с одной стороны.

А с другой стороны надо понимать, что христиане могут быть на любой стороне гражданской войны, в том числе, на очень неправильной. Конечно, мы должны делать из христианства выводы о том, кто больше неправ. Абсолютно правых в таких войнах обычно и не бывает, но сравнительные выводы мы можем сделать. Но мы должны понимать, что те, кто их сделал иначе, чем мы, даже если они и ошиблись, — в силу этого они еще автоматически не отлучают себя от Церкви. К ним тоже надо относиться как к хоть и заблуждающимся, но, возможно, христианам.

Поэтому со всеми надо отношения поддерживать ровные, никогда не увлекаться, чтобы не быть в одной из враждующих партий. Мы не можем сделать так, чтобы сейчас этих враждующих партий не было, чтобы не продолжались социальные конфликты — они будут. Но мы можем, во-первых, сами в них не участвовать всей душой, а как-то понимать ту и другую сторону, но, в то же время, говорить за справедливость в каждом конкретном случае и призывать не к тому, чтобы принимать ту или иную позицию, а к тому, чтобы люди, принимающие любою политическую позицию, не поступали вопреки справедливости.

Можно сказать и еще конкретнее: надо чтобы христиане не поступали вопреки христианству. Это мы можем сделать. А если мы это сделаем для себя, то, конечно, через это и общество наше будет как-то умиряться. И пусть скромный вклад в это умирение, но мы можем внести его сами.

Но, повторю, самое главное — это нести мир не в общество, а в свою собственную душу. Без этого мы и обществу полезными не будем.

Поэтому постараемся всегда молиться святой преподобномученице великой княгине Елисавете, чтобы свое собственное внутреннее устроение, свой собственный внутренний мир она дала и всем нам, чтоб мы тоже могли его стяжать.

Аминь.