Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Похвала пресвятой Богородицы — память чуда, которое Она совершила, избавив от осады главный христианский город Константинополь в 626 году; жители города молились Богоматери, когда никакой человеческой надежды избавиться от врагов у них уже не было, и их небольших сил хватило, чтобы победить всех врагов; мы обязательно должны регулярно проходить через опыт таких обстоятельств, когда по-человечески никакой надежды нет; надежда никогда и не должна быть человеческая; мы всегда внутренне находимся в осаде, в осаде от бесов, которых мы пускаем внутрь нашего города, которым является душа; мы все время находимся в осаде, которую мы не можем выдерживать, но должны, поэтому нам нужно обращаться к помощи Богородицы.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память чуда Пресвятой Богородицы, которое Она совершила, избавив от осады главный христианский город Константинополь в 626 году, уже более тысячи лет тому назад. Потому тогда и установили на все будущие века совершать такую память, что событие это связано с жизнью всех христианских поколений, всех христианских стран, а не только Византии. И самое главное, что это событие, конечно же, связано с жизнью каждого человека.

Какое чудо произошло тогда, когда люди пели акафист и молились таким образом Богоматери? Они были окружены совершенно невозможным количеством врагов, никакой человеческой надежды избавиться от этих врагов у них уже не было. Было понятно, что силы неравные, но они продолжали надеяться на помощь Божию и особенно на заступничество Богоматери по отношению к своему собственному граду.

Таким образом, они молились. И действительно, когда они так молились и так были настроены, то оказалось, что их совсем маленьких сил на фоне того, какие были силы нападавших, хватило, чтобы изничтожить остатки этих нападавших. Большая их часть погибла в результате от морской бури, а те, что остались, были добиты горожанами Константинополя.

Мы из этого должны иметь и житейский, и духовный образец для себя. Но житейский нам понятнее, поэтому прежде он, а потом уже духовный. Житейский дается для того, чтобы был духовный. Житейский образец очень простой. У нас время от времени бывают разные обстоятельства, которые по человеческому рассуждению кажутся нам безвыходными. Можно сказать одно, что если бы таких обстоятельств у нас не было, то никогда бы мы не стали верующими в Бога.

Мы все время бы верили в то, что благодаря своим силам, благодаря удачному стечению обстоятельств для нас, все в нашей жизни происходит хорошо. Мы обязательно должны проходить через опыт, причем не один раз и не два, и не десять, и не сто, а просто достаточно регулярно проходить через опыт таких обстоятельств, когда по-человечески никакой надежды нет.

Но надежда никогда и не должна быть человеческая, потому что мы знаем обстоятельства, когда все было по-человечески вроде хорошо – и здоровье, и друзья, и работа, и что-то еще, что ценится в мирской жизни, — а потом раз, и все это подводит, все это вдруг рушится. Умирают родственники в самом расцвете сил, которые, предполагалось, нас похоронят. Или катастрофы вдруг случаются какие-нибудь.

Поэтому хорошие житейские расчеты тоже мало чего стоят. А когда не на что рассчитывать, то всегда есть то, на что единственное нужно рассчитывать во всех обстоятельствах, и в хороших, и в плохих. Это – помощь Божия.

Сейчас я специально имел в виду именно внешние житейские обстоятельства, потому что если не будет внешнего, то тем более не будет внутреннего. Мы начинаем учиться внутреннему через внешнее. А что же такое внутренне по отношению к этим внешним обстоятельствам? Внутренне – это значит, что мы всегда внутренне находимся в осаде, в осаде от бесов. К сожалению, мы их пускаем внутрь нашего города, которым является наша душа.

Если мы просто вспомним, как мы проводили сегодняшнее утро, ночь, вечер, любой маленький временной промежуток нашей жизни, и даже то время, которое проводим на службе, в течение которой успеваем обсудить все новости, соседей и подумать обо всем на свете, в том числе о том, что надо дома сделать, — то можно многое понять о нашем внутреннем устройстве. Это как раз будет говорить о том, где мы на самом деле живем, кого мы пускаем в свой собственный внутренний город.

Это осада, которую мы не выдерживаем. А надо понимать, что эта осада есть, что мы должны ее выдерживать, и что мы не можем ее выдерживать, но должны. Понимая это, мы будем обращаться к помощи Божией, и особенно к помощи Богоматери, Которая, как в сегодняшнем празднике, защищает нашу душу изнутри. В этом духовный смысл сегодняшнего праздника.

Аминь.