Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Пока Свет с вами есть, ходите в Свете, говорил Христос ученикам перед исцелением слепого; и дальше Он показал, какой Он Свет – такой, что может даже человека, родившегося вовсе без глаз, сделать зрячим; Христос является истинным Светом; то, что мы сейчас имеем, даже простая возможность помолиться, это все очень хрупко, поэтому это надо использовать; если мы, как объясняет Христос в другом месте Евангелия, используем то, что уже получили, то будет у нас этого больше; а если мы получили что-то малое и пренебрегли этим, то у нас это отнимется; надо все время понимать, что нужно себя постоянно немножко пересиливать; если мы один раз себе напомним о том, как важно себя пересилить, и действительно пересилим, то тогда мы себя переведем в другую категорию людей по отношению к самим себе; у человека, который хоть немножко себя пересилил, открываются совершенно другие возможности – взошел выше и увидел больше.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем чудо о слепом – о слепорожденном. В одну из суббот Господь сотворил это чудо, возможно, тоже в период между Пасхой и Пятидесятницей. В чем состояло это чудо, мы уже несколько раз слышали в богослужении, не говоря о том, что в Евангелии, и не говоря о том, что это и так все, наверное, знают — все православные христиане, — а кто не знает, то очень легко может узнать, посмотрев в интернет, если человек ничего не понял из сегодняшней службы и читавшегося Евангелия.

Но я хочу обратить внимание из многого сказанного в сегодняшнем евангельском чтении об этом чуде только на один, но очень важный момент. Еще до того, как исцелить слепого, Господь Иисус Христос разговаривал с учениками. Он с ними разговаривал вроде бы и не о слепом, а ну другую тему, а оказалось, связанную, потому что дальнейшее чудо о слепом как раз и объяснило по-своему, что Он имел в виду.

А разговор был такой (это начало сегодняшнего евангельского чтения): Пока Свет с вами есть, ходите в Свете. То есть пользуйтесь пока тем, что Господь находится вместе с учениками. Он Сам Себя назвал Светом в этих словах, чтобы ходили в Свете. И дальше Он показал, какой Он Свет – такой, что может даже человека, родившегося вовсе без глаз, сделать зрячим.

Это вещественное и телесное чудо, но оно тем самым указывает и на духовный символический смысл его. Заключается он в том, что Христос является истинным Светом. А для чего это было указано? Для того, чтобы ученики пользовались уже тем немногим остававшимся временем, пока они ходят со Светом.

Это очень важно само по себе и относится ко всем нам. Вот у нас в жизни бывают такие периоды, когда мы имеем возможность посетить храм, имеем возможность помолиться пусть даже дома. А бывают другие периоды, когда мы не имеем возможности посетить храм, например, потому, что храм отсутствует, у нас его отняли, или потому что мы сами заболели и не можем прийти, или потому что мы лишены свободы и находимся где-то в местах заключения.

Все это совершенно распространенные в наше время случаи, не говоря о том, что возможны многие другие. Мало этого, еще бывает, что мы настолько заболеваем, например, что и дома не можем помолиться, даже чтобы сказать внутренне “Господи, помилуй” лежа на одре, на это и то нужна некоторая степень здоровья, которая у нас есть не всегда.

Не надо очень далеко ходить за примерами, даже можно и в нашем приходе такие примеры увидеть, и вообще в жизни их очень много, когда люди заболевают так, что они даже перестают быть владельцами своего разума, перестают понимать. Я имею в виду то, что бывают всякие психические заболевания самого разного рода, просто маразм, амнезия, бывают какие-то другие вещи.

Поэтому то, что мы сейчас имеем, даже простая возможность помолиться, это все очень хрупко, тем более, если речь идет о том, чтобы собираться общиной, где двое, трое и больше собираются во имя Божие, и тем более, если речь идет о том, чтобы собираться в храме. Поэтому, надо это использовать.

Не только потому, что в таких словах, как, например, сегодня прочитаны, Христос прямо на это указывает. А раз Он что-то говорит, то это точно надо. Но можно и дальше понять, почему это так надо, почему Он так говорит. Потому что, если мы, как объясняет Христос в другом месте Евангелия, используем то, что уже получили, то будет у нас этого больше.

А если мы получили что-то малое и пренебрегли этим, даже не обязательно уничтожили, а просто не используем по назначению, то придет это к тому, в конце концов, что у нас это отнимется. И вместо малого мы не будем иметь ничего. Поэтому нельзя думать, что вот я сегодня могу это, значит я завтра смогу это и даже еще больше. Нет.

Точнее говоря, да, если мы будем использовать все по назначению. Тогда может быть нас будут чего-то даже лишать, но то, что у нас останется или получится вместо того, чего нас лишили, даст нам гораздо больше.

Понятно, что первые христиане, которые попадали в рудники и не имели возможности совершать свои собрания и очень скорбели о том, что не могут совершать евхаристию, писали святому Киприану Карфагенскому, жалуясь ему на такие вот свои скорбные обстоятельства, а он им отвечал, что вы все время своей жизни приносите евхаристию, вы принесли тела ваши в жертву живу, святу, благоугодну Господеви.

То есть получается, что даже чего-то лишившись, они гораздо больше получили. Вот так бывает с теми, кто лишается, когда чем-то пользуется из того, что имеет. А если мы будем по-другому, то мы будем лишаться по-другому. Поэтому Боже нас упаси от такого состояния, а для себя надо просто все время понимать, что нужно себя немножко пересиливать.

Почему мы обычно отворачиваемся от Бога? Не потому, что Он нам очень надоел, или потому, что мы на Него как-то обижаемся. Я думаю, что такие причины возникают крайне редко и даже не у каждого человека. А обычно мы отворачиваемся потому, что нас в это время отвлекают другие заботы, которые больше сосредотачивают на себе наше внимание.

А для того, чтобы обратиться к молитве, или тем более, чтобы куда-то пойти, или заставить себя что-то делать или не делать, для этого нам нужно усилие. А зачем предпринимать усилие, если есть много оснований предпринять его не сейчас, а потом, скажем? Тут очень важно вот что: если мы один раз себе напомним о том, как важно себя пересилить, и действительно пересилим, то тогда мы себя переведем в другую категорию людей по отношению к самим себе.

Человек, который привык уступать своему безволию, он опускается все дальше и дальше. Он даже не может стоять на той, пусть даже и очень плохой площадке, которую он занимал. А человек, который хоть немножко, в какой-то мелочи себя один раз пересилил, он уже становится качественно другим человеком. У него открываются совершенно другие возможности – взошел выше и увидел больше. Так бывает, если себя пересилишь в какой-то одной-единственной мелочи.

Но дальше, конечно, должна сохраняться эта установка, чтобы не только в этой одной мелочи себя пересиливать, а другой, следующей и так далее. А если мы видим, что нам надо себя победить в чем-то очень большом, серьезном, в чем так сразу и не победить, тогда тоже надо подойти к этому не спеша, посмотреть, что можно вэтом большом и непобедимом выделить такое маленькое, что можно было б победить какими-то усилиями.

Пусть это будет очень мелкий шаг, но его нужно сделать. А когда мы его сделаем, то мы увидим возможность, чтобы сделать еще другой шаг, возможно, столь же мелкий или еще мельче, но после нескольких таких шагов, в конце концов, несколько проблем побеждаются, сколь бы они ни были большими. Поэтому будем, пока Свет с нами есть, ходить в Свете.

Аминь.