Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память Иоанна Кронштадтского, потому что сегодня день его преставления и даже юбилей своего рода – 110 лет исполняется. Почему мы так особо это празднуем? По двум причинам, и первая причина определилась еще при его жизни и действовала первые годы после его смерти.

Это был такой святой, который был близок к повседневным нуждам людей, он молился за всех абсолютно, даже за совсем неправославных. По его молитвам совершались всевозможные исцеления, и некоторые, но, конечно же, меньшинство людей, становились верующими, хотя до этого они были либо неправославными, либо совсем уж безбожниками, или, может быть, они были крещены в детстве, но по сути все равно были безбожниками, как большинство населения Российской империи тогда.

У него это получалось, потому что он сам так жил. Практически он все время молился, и даже несмотря на свои многочисленные поездки, которые его рассеивали – он жил в Кронштадте, но каждый день ездил в Петербург, – ему все равно это удавалось.

Но после революции появилась другая причина, усилившаяся спустя десять лет после революции. Среди прочего, Иоанн Кронштадтский революцию предсказал, потому что он говорил во время событий 1905 года, что если будет происходить так, как оно происходит, то нынешних правителей Господь отберет от России, и даст ей других правителей, которые «зальют всю Россию кровью и слезами».

Когда это все произошло, — а все это исполнилось спустя настолько малое время, что те люди, которые это слышали или читали эти проповеди, были еще живы, — многие люди обращались в христианство уже под влиянием тех скорбных событий двадцатых годов, и все вспоминали Иоанна Кронштадтского. С другой стороны, не было более ненавистного имени для большевиков, чем Иоанн Кронштадтский. И его портрет даже становился при обыске криминалом, изымался и доказывал контрреволюционную сущность человека, у которого производился обыск.

Поэтому естественно, что особенно в Катакомбной Церкви почитался Иоанн Кронштадтский. Но он почитался и за ее пределами, и это было вопреки властям и вопреки господствовавшим тенденциям в официальной, признанной большевиками церкви. И, конечно, в наше время, когда эти события уже позади, если мы хотим быть в Истинной Церкви, то мы должны почитать и почитаем особо Иоанна Кронштадтского. Поэтому такой большой его праздник.

А что нам надо делать самим сейчас, чтобы быть его почитателями? Подражать ему во всем невозможно, но даже и вообще мало в чем ему можно подражать. Потому что если каждый из нас будет спать 1-2 часа в сутки, а все остальное время проводить во всевозможных трудах, то большинство из нас тихо и мирно или не очень тихо и мирно умрет – и все дело этим кончится.

Но есть нечто такое, чему подражать можно и должно. Почему, собственно говоря, он показал православную веру своим современникам и нам, потомкам? Он это объясняет в своих писаниях очень хорошо. Вот ты молишься, веришь, и надо верить, что все это будет происходить. Тогда это будет происходить действительно, только постепенно из того мусора, который у тебя в голове,  когда ты хочешь чего-то довольно безумного, будет выкристаллизовываться то, что действительно нужно.

Это подобно развитию младенца. Когда младенец мал, то то, чего он хочет от родителей, это все довольно безумно. Но, тем не менее, родители идут навстречу его желаниям, даже глупым, но лишь бы не вредным, потому что таким образом он постепенно научается знать, где источник блага для него. И постепенно желания у него становятся более разумными.

Так же и здесь. Конечно, Бога надо просить обо всем. Даже не надо особо думать, умное мое желание или нет. Надо думать, скорее, о другом. Даже если оно и умное, то все равно думать о другом важнее, а именно – что будет воля Твоя, а не моя; что все это просимое нужно, может быть, но только если это по воле Божией, потому что иначе мне это не нужно.

И вот постепенно получается, что человек растет аналогично тому, как растут дети – то есть их просьба, молитва становится более осмысленной. Когда она более осмысленна, то она более согласна с волей Божией. А когда она более согласна, то она чаще исполняется. Но не надо думать, что все молитвы всегда исполняются. Даже в случае с Иоанном Кронштадтским, даже в случае, когда он уже точно был святым, в последние годы его жизни.

Например, самые главные его молитвы не исполнились, потому что он молился за Россию, за русский народ, чтобы не произошло ровно того, что произошло. Здесь, действительно, нельзя быть сильнее Бога. Бог не хочет, чтоб кто-то погибал, кто-то грешил, но даже Бог не может сделать, чтоб этот человек не грешил, потому что есть свободная воля. И наша молитва тем более ограничена свободной волей тех, кто ее имеет — всех остальных людей.

Единственное, что Бог может сделать – это привести какие-то убедительные аргументы для этой свободной воли, но больше даже Он ничего не может, а тем более и мы ничего не можем. Конечно, аргументы Бога могут быть гораздо более убедительными, чем обычные человеческие аргументы, но все равно это только советы, побуждения, но это не то, что позволяет ее изменить насильственно.

Поэтому, если мы подражаем Иоанну Кронштадтскому в этих практических делах, которым очень легко научиться прямо из его поучений, то мы начинаем чувствовать, что христианство – это что-то такое, что «работает», выражаясь немножко вульгарным современным языком. Это то, что, действительно, меняет мою жизнь, и меняет в гораздо большей степени, чем все остальное, как-то на нее влияет, и от этого зависит все остальное.

И тогда мы постепенно становимся не такими людьми, которые приходят в церковь потому, что у них какая-то смутная интуиция, пусть и верная, но теми, кто уже очень хорошо представляет, как это жить с Богом, как это жить в Церкви. Бытие Божие становится реальностью более уверенного порядка, чем собственное бытие. Вот как я не сомневаюсь в своем собственном бытии (хотя есть люди, которые сомневаются в своем), вот так же есть люди, которые не сомневаются в Бытии Божием. Оно удостоверяется точно так же, как мое собственное бытие.

Для того, чтобы оно вот так удостоверялось, для того, чтобы я это осознал, нужна определенная практика. Иоанн Кронштадтский это и показывает – тогда мир вокруг и выстраивается, и меняется, и упорядочивается исключительно от твоих взаимоотношений с Богом. Поэтому он так сильно выделился среди проповедников своего собственного времени, когда очень многие проповедовали всякий дешевый морализм.

Но еще больше он проявился, когда началась пора новомучеников и исповедников российских, которые едва ли не все были его почитателями и молились, в том числе, самому Иоанну Кронштадтскому.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)