Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Пасха — это настолько великий праздник, что мы его празднуем не только раз в год, но и каждую неделю; Неделя Новая — первая неделя после Пасхи, начало счета дней; после Пасхи начинается соблазн расслабления — уж больно много было этой “церкви” в течение поста и на Пасху; мы должны научиться воздерживаться от мусора, который в нас есть, прежде всего, духовного мусора; мы должны не просто хотеть измениться к лучшему, а делать то, что ведет к этому изменению; все христианство – это разбивание стены лбом, но рухнет она не от нашего разбивания, а когда Господь ее разрушит; чтобы Господь помог, мы должны использовать те маленькие силы, которые у нас есть; скелетом и каркасом нашей жизни является для нас молитва – церковная и домашняя; без домашней молитвы – утренней и вечерней,которыми нельзя пренебрегать, — невозможно выстроить свою жизнь в том направлении, в котором устремляется христианин; также надо хотя бы кратко молиться при каждом деле, тогда будет меньше праздных мыслей.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы начинаем праздник, а длиться он будет всю неделю и находится внутри Пасхи, который называется Неделя Новая. Счет недель начинается после Воскресения Христова, в каждую из которых, как сегодня мы слышали за богослужением, совершается обновление, то есть воспоминание и освящение праздника Воскресения Христова. Потому что настолько велико это событие, что недостаточно его праздновать каждый год, хотя, конечно, ежегодное празднование самое большое – это великий праздник Пасхи, — но мы его празднуем также и каждый седьмой день, каждую неделю.

Первый из таких праздников был сегодня, который открывает счет недель. Поэтому для богослужебного года, для многих чтений евангельских – это первая неделя, для церковного устава самая главная, как начало года. Для нас, конечно, это тоже как новый год, и может быть тоже главный.

Был у нас особый период Великого поста, когда в меру сил, кто как мог, старались поститься, мы ждали праздника, который, наконец, наступил. А первая седмица Пасхи, которая прошла, светлая седмица – вся как один день. По сути дела не неделя, а один день праздника Пасхи. Вот потом начинается какая-то жизнь, хотя и это тоже праздник Пасхи, но идет уже счет дней. И начинается этот счет с сегодняшнего дня. Сегодня мы начинаем считать дни года. Что это будут у нас за дни?

Сразу можно сказать, потому что сегодня намного меньше народа, чем бывало по воскресеньям перед Пасхой, что пробивается такой соблазн расслабления. Уж больно много было этой “церкви” в течение поста и на Пасху. Все устали. Это, конечно, понятный соблазн, его надо в себе заметить и отметить, но в нем ничего хорошего нет. Это именно соблазн.

Бывает, что мы как-то начинаем делать особые усилия жить более или менее прилично – так бывает особенно в Великий пост. Потом, даст Бог, в Пасху не напьемся и не объедимся, а потом пройдет еще несколько дней, и все забывается и выравнивается. И праздник уходит из нашей жизни. И посты тоже уходят.

Получается, что мы не можем воздерживаться от того, от чего мы должны воздерживаться. И вот так мы засоряемся. Воздерживаться мы должны, даже когда речь идет о посте, не от пищи, и даже не от каких-то занятий в виде удовольствий, а мы должны, прежде всего, научиться воздерживаться от того мусора, который в нас есть. Прежде всего, духовного мусора.

Мы все время забиваемся всякой бессмысленной информацией, бессмысленными мыслями, если можно о мыслях говорить, что они бессмысленны. Забиваемся бессмысленными действиями. Очень часто бессмысленное переходит в какое-то мерзкое, греховное зло, блудные помыслы, зависть, желание зла ближнему и так далее. Я даже не буду перечислять, все сами по себе, я надеюсь, хорошо это знают.

И вот мы хотим, чтобы этого не было. А что мы для этого делаем? Если просто хотеть, и ничего не делать, то этого будет еще больше. Мы знаем, что кому-то даже нравится проводить жизнь в таких бессмысленностях. Такие люди, конечно, неправы. Но одно дело их состояние, а другое дело наше, когда мы говорим, что нам это не нравится, говорим, что мы хотим, чтобы этого не было, но ничего не делаем.

Это тоже лицемерие, и мы становимся еще хуже тех людей, которым нравится их образ жизни и мыслей. Поэтому и последствия для нас могут быть хуже. Тот человек, который и не пытается встать, он лежит в той самой позе и лежит, а мы падаем все ниже и ниже, становимся все хуже и хуже. Мы должны начинать хоть что-то делать, хоть немного шевелить пальцем, а не просто хотеть быть хорошими.

Хотеть быть хорошим не надо, надо просто стараться делать то, что к этому ведет. Тогда и будет что-то, действительно, меняться. А что для этого надо делать, если все время у нас не получается измениться?

Во-первых, не надо смотреть, получается или не получается, а надо смотреть, делаю я или не делаю. Далеко не все вещи у нас должны получаться, особенно если мы сделали только первую тысячу попыток. Это все совершенно не обязательно. Все христианство – это разбивание стены лбом. Причем стена никогда не разобьется от нашего лба, но просто если мы будем ее вот так разбивать, разбивать, то, конечно, мы разобьем лоб очень сильно, потом еще немножко разобьем, когда немножко отдохнем, но потом стена сама рухнет, потому что Господь ее разрушит.

Она рухнет не потому, что у нас появятся силы разбить стену лбом, а потому что Господь нам даст возможность пройти через стену. “Богом моим прейду стену”, — говорит псалмопевец. То есть образ стены буквально библейский. Поэтому и надо, чтобы нам Бог помог. А чтобы Бог помог и сделал то, что мы сами сделать не можем, мы должны приложить усилия. Даже если у нас нет такой силы, которой бы хватило сделать то, что надо.

Кстати, совершенно нормально, что у нас нет для этого сил. Мы должны исповедовать, что сил нет, просить Бога помочь, но те маленькие силы, недостаточные, которые все-таки у любого есть, — а микроскопические силы есть у всех без исключения, — мы должны их использовать.

Вот почему не надо приходить в отчаяние от того, что ничего не получается. Нельзя ведь сказать, что вообще никогда ничего у нас не получается? Хоть и плохо, хоть и слегка, но получается. Поэтому начать надо с того, чтобы держать в себе какой-то каркас, скелет всей нашей жизни. Таким скелетом и каркасом является для нас молитва – церковная и домашняя.

Вот если есть молитва, которую дает нам Церковь, то тогда будет и домашняя. Без домашней молитвы – утренней и вечерней,которыми никогда нельзя пренебрегать, — невозможно выстроить свою жизнь в том направлении, в котором устремляется христианин.

Привычные христиане, конечно, легко могут прочитать то, что написано в молитвослове, здесь даже и не о чем говорить, а для непривычных этого будет слишком много. Тогда надо почитать одну молитву, две, три, и потом потихонечку увеличивать эту норму. Таким образом, все останутся при молитве утренней и вечерней.

Потом и при каждом деле, в начале его, в конце его начнешь молиться, хотя бы кратко. Это входит в привычку. Тогда будет меньше праздных мыслей. И вообще жизнь будет складываться совершенно по-другому — так она и становится христианской.

Вот к этому нас и призывает сегодняшний праздник, который называется Неделя Новая. Чтобы мы, пройдя Великий пост, пройдя первый и великий день Праздника, который длится всю Светлую седмицу, дальше вступали в церковный год именно как христиане, а не как те люди, которые, может быть, еще вчера были христианами, но с сегодняшнего дня уже раздумали ими быть, потому что у них много дел по работе, по дому и так далее. Вот так не надо, а надо так, как Церковь велит.

Аминь.