Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В Киево-Печерской лавре существовал обычай на Пасху посещать усопших и приветствовать их возгласом: “Христос Воскресе!”; если мы станем христианами, то у нас будет правильное отношение к смерти и к самим себе; поминать усопших можно почти в каждый день года; в Церкви нужно жить, а не приходить туда ставить свечи; нужно молиться не только о близких, но и о тех, кто нас обижает; исповедоваться и причащаться необходимо постоянно, а не один раз прийти на исповедь, а потом отпасть; Церковь – это Царствие Небесное на земле.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем пасхальное поминовение усопших, которое обязательно должно быть именно в пасхальные дни. Исторически оно совершалось в сам праздник Пасхи. В Киево-Печерском патерике мы читаем, что был обычай в праздник Пасхи посещать в пещерах всех усопших монахов и других православных христиан, которые там были положены, и приветствовать их возгласом “Христос воскресе!”. Мы знаем об этом обычае из того, что одному из святых, живших в Киево-Печерском монастыре, усопшие отвечали: “Воистину воскресе!”. Наверное, усопшие не всегда отвечали и не всем, но обычай такой был.

Сейчас мы тоже сохраняем такой обычай. Многие его соблюдают просто потому, что знают, что есть такой обычай – как же не почтить память усопших, которые нам всем дороги, даже если мы о Церкви толком ничего и не знаем? Конечно, уже и это хорошо, это очень даже неплохо для начала. Но неплохо для начала будет только в том случае, если это будет на самом деле началом, если, начиная с этого, мы начнем постепенно по-христиански относиться и к нашим усопшим, и к смерти. И чтобы было правильное отношение к усопшим и смерти, мы должны, прежде всего, правильно относиться к самим себе. Если мы сами к себе не относимся по-христиански, то тем более ни к кому другому относиться по-христиански мы не будем. А что значит по-христиански относиться к самим себе?

Это значит, что надо стараться становиться христианами. Если мы вообще как-то приходим в Церковь, значит, хоть и смутно, мы все-таки верим тому, что, действительно, есть какая-то польза от истины в Церкви. Если это так, если мы в это верим, то надо постараться сделать следующий шаг – узнать, как же надо жить в Церкви, чтобы в результате не оказалось, что мы всю жизнь проходили мимо и христианами так и не стали, но зато исправно ставили свечки и подавали записки. Как надо жить так, чтобы не “по усам текло, а в рот попало”?

Многие люди даже не понимают, как это в Церкви можно жить. Но в Церкви не можно, а нужно жить. И поминовение усопших – это очень неплохое начало, хотя и не единственно возможное, но если начать именно сейчас, то можно стать по-настоящему христианином. Что же надо делать, кроме того, чтобы приходить помолиться в особенные дни для поминовения усопших и подавать записки?

Во-первых, надо помнить, что кроме особенных поминальных дней, поминать усопших можно почти в каждый день года. Поэтому надо понимать, что у нас всегда есть хороший повод прийти и помолиться, не надо ждать, когда наступит какая-нибудь родительская суббота. Но надо не просто прийти помолиться об усопших, но и помолиться о себе, о живых наших близких. А еще лучший шаг на пути к христианству – помолиться не только о тех, кто нам дорог, а о тех, кто нас обижает, ведет себя безобразно по отношению к нам. Мы должны особенно о них молиться, и осознание этого – еще один важный шаг к христианству. Это мы должны начинать делать.

Но продолжать надо все-таки более серьезно. Надо подготовиться к исповеди и причастию. Самое первое и главное, что часто упускается в этой подготовке, это то, что надо не просто подготовиться, чтобы придти на исповедь один раз, а надо готовиться к исповеди так, как готовятся к тому, чтобы изменить образ жизни затем, чтобы постоянно причащаться и исповедоваться. Именно это надо понять до того, как первый раз пришел на исповедь.

Мы должны осознать, что нам нужен такой образ жизни, когда мы все время каемся в своих грехах, чтобы их по возможности не совершать, исправляться, стараться более глубоко видеть свои грехи, понимать, что грехами является то, что раньше мы даже и не замечали, все время учиться исправляться. Если мы захотим такой жизни, то тогда вот нам и надо первый раз приходить на исповедь и причастие. Пока мы еще не осознали необходимости таких перемен, то лучше пока и не начинать, потому что мы, может быть, один раз причастимся, а потом отпадем, и будет еще хуже. Но когда мы все-таки уже для себя все осмыслили, то нужно готовиться к исповеди и причастию. Как это делать?

Дело это, конечно, трудно понять и трудно вместить. На вопрос “как хорошо подготовиться к исповеди” будет очень простой ответ: “никак”. Если мы раньше этого не делали, не надо думать, что нам удастся это сделать хорошо, но надо это сделать хотя бы как-то. Пусть мы это делаем плохо, можно даже быть уверенным, что мы это делаем плохо, но зато мы это сделаем. Будем делать, как умеем, а умеем мы очень плохо, но надо начинать с того, что умеем, а потом все будет улучшаться. Не надо никогда думать: “Я все делаю плохо, поэтому пока не буду это делать. Потом, когда-нибудь, может быть…”. Это говорит очень нехороший помысел гордости. Не будет ничего потом, не может ничего быть, если мы сейчас не начнем делать то, что делаем плохо от неумения. Надо все же прийти на исповедь.

Можно почитать какую-нибудь книгу, в которой перечисляются грехи, но надо смотреть, чтобы она была от святых отцов. Это важно, потому что сейчас есть книжки от всяких батюшек, которые лучше вообще не читать. Хорошо читать св. Игнатия Брянчанинова или других святых отцов. Чтобы на исповеди не волноваться и не забыть сказать то, что собирались, можно основные свои грехи выписать на бумажке. Вот так надо подготовиться и прийти на исповедь, тогда можно надеяться на то, что у нас начнется жизнь христианская.

Наша христианская жизнь изменит и наши отношения с усопшими. Усопшие находятся в загробном мире, кто-то из них, надо надеяться, находится в Царствии Небесном. Если мы сами, живя еще на земле, будем внутренне переноситься в Царствие Небесное, как делают все христиане, потому что Церковь – это и есть Царствие Небесное на земле, то, конечно, мы совсем по-другому будем выстраивать наши отношения, если так можно выразиться, с усопшими. Трудно объяснить, как именно, но ясно, что по-другому, лучше и по-христиански.

Будем стараться становиться христианами, не будем ждать никаких дополнительно для этого событий. События и так все время есть, и сегодня – один из поводов помолиться об усопших. Это прекрасно, но будем его использовать для того, чтобы самим становиться христианами, для того, чтобы еще лучше молиться и об усопших, и о живых, и, самое главное, о самих себе.

Аминь.