Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память последнего нашего царя и всей его семьи и верных слуг,  которые были все вместе убиты безбожниками и по сути дела сатанистами. Хотя сами эти люди могли  о себе думать что-то другое, но  мы знаем, что, к сожалению, они были и убийцами, и жертвами тяжелейшего беснования, которое захватило нашу землю, и которое до сих пор ещё не может её оставить, хотя уже столько, казалось бы, изменений к лучшему произошло.

И до сих пор у нас  видно, что гражданская война не закончилась, потому что есть какие-то по городам  нашим улицы Ленина, Дзержинского и даже неприятно произносить другие  фамилии подобных этим лидеров, в том числе и тех, которые прямо были замешаны в убийстве, которое мы сегодня вспоминаем. А нет в наших городах улиц Врангеля, Деникина, самих Николая Второго и  царицы Александры и их чад, и их слуг. И также если, уж  раз, действительно, примирение, то должна быть и улица, скажем, Махно и Антонова. Вот в Америке, действительно, они примирились после гражданской войны, и там стоят памятники и той, и другой стороне. Ещё при жизни основных деятелей они помирились.  Но у  нас, к сожалению, не так. И вот поэтому мы сегодня не просто вспоминаем святых, святых мучеников, не просто им молимся, но и скорбим о том, что до сих пор эта вражда продолжается, и молимся, конечно же, о том, чтобы она прекратилась.

А как это сделать, чтобы она прекратилась? Но мы не можем повлиять на всех людей, не можем повлиять на вселенную, или, точнее говоря, мы можем повлиять на всех людей и на вселенную. Но одним-единственным способом — если повлияем на самих себя.

С другой стороны, если мы повлияем сами на себя, а со вселенной и с другими людьми у нас не очень ещё пока хорошо получится по каким-то причинам  (а их может быть много, этих причин), то все равно мы не прогадаем и главное мы получим. Нам надо, с одной стороны, понимать, что даже, может быть, в нас самих есть корни того, что привело в своё время и к цареубийству наш народ, и ко всем остальным безобразиям, которые после этого начались. Да и до этого они уже начались, потому что не сразу же происходит цареубийство. А сколько должно было обрушиться ещё до этого! И даже не про февральскую революцию речь, а о том, что еще раньше рушилось. Это всё рушится и в нас.

Самое главное — это, конечно, православная вера. Из неё следует всё остальное, о чем сейчас можно не вспоминать. А о вере вспоминать нужно всегда. Потому что если мы православно веруем, то мы понимаем, чем нам нужно заниматься в нашей конкретной одной-единственной жизни. Мы понимаем, чем нам нужно заниматься конкретно сегодня. Мы даже, может быть, без восторга относясь к делам, которые мы сегодня должны делать, к нашим обязанностям, все-таки будем их делать. И делать их не просто ради каких-то земных целей или земных людей, но (хотя может быть и  ради них тоже, конечно), но главное, ради Бога,  для того, чтобы исполнить волю Божию о нас, прежде всего. И это будет давать нам, действительно, облегчение и покой.

И действительно, это тот самый покой, про который Господь говорит устами псалмопевца “проидОхом сквозЕ огнь и воду и извЕл еси ны в покой”. Это недаром стихи, которые и вспоминаются и в службах мучеников. Потому что именно с того, чтобы преодолевать себя  в повседневной и мелкой нашей жизни, начинается наше приобщение к подвигу всех святых и к подвигу мучеников. Недаром святые отцы учат, что подвиг монашеского послушания и подвиг такой жизни  по воле Божией является сам по себе бескровным мученичеством и даже не меньше, чем подвиг мученичества кровью. Таким образом получается, что все призваны к подвигу мученичества. К мученичеству кровью, может быть, и не все, но к какому-то другому мученичеству призваны все. И это то самое иго, которое, конечно, является игом, т.е. тяжёлым и неподъемным. Но про которое Господь сказал, что оно легко есть. “Возмите иго Мое и научитеся от Мене, яко кроток есть и смирен сердцем, и обрящете покой душАм вашим. Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть.” Вот это самое легкое бремя и предлагают нам взять все мученики, память которых мы совершаем. И в особенности  нам понятны эти предложения от тех, кто пострадал в наше время. А сегодня празднуемые царские мученики, они как раз и открывают то время, которое — может быть, можно сказать “к сожалению”, а лучше, наверное, так не говорить,  потому что по воле Божией — является временем нашим. Конечно, это не самое лучшее время в истории христианства. Но можно вспомнить примеры святых и тогда сказать, что, чем хуже время для христианства (так в общем и целом), тем легче спастись в этом времени, будучи христианами, если только вести христианскую жизнь. Потому что сами внешние обстоятельства, они настолько нас располагают к отступлению от христианства, что надо просто не отступать от христианства. Конечно не только в плане какого-то словесного выражения своей веры. Но прежде всего, в бытовых мелочах. Не хочется что-то там делать по хозяйству, но я точно знаю, что надо, и я буду вот это делать. Потому что неотступление или отступление от христианства начинается (к сожалению или к счастью) вот с таких вот мелочей. Все-таки должно быть самопринуждение.

Это я говорю сам с тоской, вспоминая о собственных обязанностях, которые не выполняю, и которые сегодня надо бы выполнять. Но это ж не повод не говорить и молчать. Надо говорить. Я хоть послушаю сам себя, так, может, и самому будет легче это выполнить. Я понимаю, что такие проблемы есть совершенно у всех. Поэтому всем нам желаю одного и того же — все-таки маленькими шагами, но двигаться вслед святых.

Аминь.