Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня мы совершили богослужение, которое многие ошибочно считают богослужением подготовительным к Рождеству Христову, богослужением сочельника. Но на самом деле оно является богослужением начальным, открывающим самое главное богослужение Рождества Христова. Именно сейчас мы читали паремии из Ветхого Завета, то есть те места из Библии, еще Ветхого Завета, которые говорили о тех событиях, о тех пророчествах, которыми было предвозвещено воплощение Христово. Они более или менее ясно, или, наоборот, более или мене прикровенно говорили о Рождестве Христовом. Также сегодня звучали уже чтения из Апостола и Евангелий, которые относятся к этому событию, и, конечно же, песнопения об этом событии.

Почему же такое отношение? Почему многие люди не понимают значения этого богослужения? К сожалению, народное благочестие очень часто превращается в злочестие. Сначала оно уходит от правильного понимания различных богослужений, церковных обычаев, а потом и вовсе подменяет каким-то неправильным. То, что сегодня строгий пост, когда надо не есть до звезды — вот это в народе хорошо усвоили. А то, что надо не просто не есть, а этот пост должен быть подготовительным к причастию, а причастие должно быть вечером — это совершенно все забыли. И вина в этом, конечно, прежде всего, духовенства, потому что духовенство ленится служить литургию вечером, предпочитает что-то поскорее отслужить утром, чтобы не проводить день без еды.

А что же плохого в том, чтобы попоститься? Наоборот, это лучше помогает подготовиться и к вечернему причастию, и к тому, чтобы вообще помолиться и подготовиться к празднику. И вообще к тому, чтобы жить по-христиански. Поэтому каким должно быть христианское времяпрепровождение в рождественский сочельник и в Рождество? Оно совпадает и с народным благочестием — в том, чтобы до вечера ничего не есть. Вот такой должен быть строгий пост, какой только бывает в церковном году. Правда самый строгий пост бывает в Великую пятницу, когда даже и вечером тоже ничего нельзя есть, а сейчас только до вечера.

Но это о том, чего не надо делать. А что делать надо? А надо прийти на богослужение, которое сейчас было. И там, где совершается оно по уставу, где люди понимают, зачем оно нужно, его стараются совершать ближе к вечернему времени. Не поздним вечером. Но достаточно вечерним временем — вот как мы сейчас. Надо было по возможности готовиться к причастию и исповедоваться. Сегодня у нас исповеди не было, значит, надо было тогда исповедоваться, когда было можно.

И, побывав сегодня за этим богослужением, помолившись, а кто-то и причастившись, остаток дня могут провести именно даже не в предвкушении праздника, а в праздновании. Потому что сегодня вечером уже возможна праздничная трапеза, не такая, как завтра, но все-таки праздничная — с вином и елеем. Сейчас, после литургии, можно будет поесть, а потом отдохнуть и готовиться к следующей ночной службе — помолиться, подготовиться молитвенно к причастию. Ночная служба займет, действительно, много времени, поэтому надо отдохнуть.

А вот как дальше, завтра праздновать по-христиански Рождество? Во-первых, если по-христиански, то, значит, ночь провели за всенощным бдением. Очевидно, что какая-то часть дня уйдет на сон. Есть люди, которые не нуждаются особенно во сне, но большинство нуждаются. Ничего страшного, если основную часть дня потратить на сон, потому что молитвы ночью, считается, особо богоугодны, они гораздо более сосредоточенными бывают. Поэтому ничего такого полезного мы бы все равно в эти дневные часы не делали, а так, после ночи, проведенной в молитве, — вполне полезно поспать.

Конечно, праздничная еда — это хорошо, можно и в гости пойти. Но, во-первых, категорически нельзя напиваться. Пьянство — это просто бич наших православных праздников. Мы можем что угодно говорить о том, какой у нас праздник, даже искренне думать, но потом начинается праздничный стол, — и в этом тоже ничего плохого нет: хорошо, он и должен быть праздничным, — но потом вот за этим столом возникает вместо умеренного употребления алкоголя, что тоже хорошо и вполне возможно, начинается потом уже и неумеренное. Одно незаметно переходит в другое. И вот весь праздник превращается неизвестно во что.

Поэтому есть несколько рекомендаций, которых особенно надо держаться. Во-первых, не ходить в гости непонятно к кому. Или даже понятно, что к тем людям, где заранее понятно, что это произойдет, ходить не стоит, это просто вредно. Если с этими людьми надо общаться, то в другой обстановке, а, может, и вообще не надо общаться. Но если заранее сказать нельзя, что там все будет плохо по части пьянства, то надо все-таки представлять, как там все будет. И если непонятно, то тоже лучше не ходить.

Если вполне ограниченное и умеренное количество алкоголя, то тогда это общение может быть не вредным, а полезным вполне, даже если будут обсуждаться какие-то светские темы. Но, конечно, не надо впадать в многословие, сплетни и так далее.

Когда люди собираются за столом, даже если они начинают говорить о чем-то более или менее полезном, то, если они вскоре не расходятся, переходят к другим темам — уже неполезным. Поэтому засиживаться за столом тоже не надо.

Конечно, очень хорошо, когда все эти застолья разбиваются необходимостью вечером прийти на богослужение. Уже возникают естественные ограничители. Поэтому хорошо, если больше ориентироваться на богослужение, меньше, но тоже ориентироваться на праздничное застолье, и еще меньше, а лучше вообще не ориентироваться на какие-то компании. Хотя, повторю, компании тоже допустимы и само по себе это не грех, но надо знать свои слабости.

Поэтому всех еще раз поздравляю с наступившим уже теперь праздником Рождества Христова. Еще раз всех призывают как можно больше времени уделить праздничным богослужениям и готовиться к причастию. И особенно всех предостерегаю от того, чтобы впасть в грех пьянства, а также и объедения.

Можете спросить и проверить, что в во всех больницах, куда “скорая помощь” привозит, уже вот под таких объедающихся готовят койки и лекарства, потому что у них уже все расписано — после какого праздника, на какой день, с какими травмами и повреждениями, отравлениями приезжают. Вот сейчас будут всякие бабушки, объевшиеся скоромной пищей. Не надо пополнять их число — у медиков и без нас достаточно будет работы.

Аминь.