Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы уже начали празднование того дня, когда Воскрес Христос. Все находятся в ожидании праздника, и праздник не только подступил, но уже и наступил, хотя еще не во всей своей полноте. Каждый думает о празднике разное, и, наверное, это правильно, что нет двух людей, которые думают о празднике одно и то же и празднуют совсем уж одинаково.

Но есть и очень  большие различия, которые не между отдельными людьми, а между разными категориями людей. Есть православные христиане – они знают, что празднуют, и не первый раз уже, наверное, это делают. С ними один разговор. Есть люди, которые себя считают верующими, и если их спросить, они назовут себя православными, но не смогут объяснить, в чем состоит их вера, кроме того, что Бог есть, и не надо быть плохим, а надо быть хорошим.

Может быть, они иногда молятся, но регулярно не молятся, не причащаются и не исповедуются. Такие люди тоже сегодня все празднуют. Они могут не знать Символа Веры, могут совершенно не знать, кто такой Христос, кроме того, что это персонаж, чья деятельность описана в Евангелии, но про Пасху они знают.

И, наконец, есть люди, которые и не считают себя православными, но все равно считают, что это хорошо, что это – праздник. И все эти категории людей по-своему правы.

Конечно, есть церковное празднование – это главное, и это то, к чему все должны стремиться. Но к этому невозможно прийти просто так – взял и пришел. К этому идут свои этапы. Те категории, которые были сейчас перечислены – это как раз и есть те этапы.

Если мы себя считаем православными, то хорошо праздновать Пасху – прекрасно! И для того, чтобы это было на пользу, на духовную пользу, — а мы, считая себя православными, верим, что в этом будет духовная польза, — мы должны не останавливаться на том, чтобы посвятить куличи, хотя и это очень хорошее занятие за неимением лучшего, потому что пока не исповедуешься и не причащаешься, то хотя бы святи куличи – это повод зайти в церковь, послушать песнопения, помолиться, зайти потом уже после Пасхи, узнать, что к чему, что-нибудь почитать о вере, о Символе Веры, о Христе как Боге и Человеке, и, самое главное, научиться молиться регулярно и каждый день хотя бы простыми словами «Господи, помилуй». Это же все могут выучить наизусть.

А некоторые могут выучить и гораздо больше, даже «Отче наш» многие могут, но главное —молиться ежедневно. Это уже будет очень большой сдвиг в нужном направлении. Наконец, польза даже для тех, кто приходит, не считая себя православными, а считая, что вот просто есть какой-то русский обычай, наверное, в нем что-то хорошее есть. И такие люди, конечно же, не заблуждаются.

Хотя они и не понимают, в чем суть этого обычая, и сам этот обычай с нехристианской точки зрения, не ахти какой и важный,  но благодаря тому, что они хотя бы за этот обычай, как за соломинку, держатся как за что-то христианское, он может принести им пользу. В каком случае? В таком, что если, что-то узнав о Церкви, они узнают о том, как можно молиться.

Мы очень часто находимся в каких-то жизненных обстоятельствах, которые нам не нравятся. А бывает и в таких, что более чем не нравятся, которые просто нас страшат, и мы не знаем, что делать. И вот тогда надо вспоминать о Боге. Многие и так вспоминают, без посторонних советов. И вот тогда еще один посторонний совет: когда у нас этих обстоятельств нет, когда у нас все хорошо, то тогда вот тоже надо вспоминать о Боге.

Это совершенно нетривиальная мысль, потому что о Боге тогда не вспоминаешь. Вспоминаешь о Пасхе, куличах, развлечениях, но можно ведь вспомнить и о Боге. И можно немножко помолиться – никакого вреда от этого не будет совершенно точно. И трудности в этом тоже никакой нет. Ну скажи «Господи, помилуй», но со вниманием, предположим, один раз. Почему бы этого не сделать? Ведь можно же сделать. И вот если это сделать, то польза будет обязательно.

Постепенно мы сами не будем этого замечать, но будем реально меняться. Будет открываться такая реальность, которая для нас была закрыта. Не то, чтобы ее не было раньше около нас, но мы ее не понимали, и не знали, и не умели к ней обращаться. А теперь мы будем потихоньку этому научаться. Поэтому такое празднование — самое нехристианское и глупое — тоже может приносить пользу, даже если оно пока только в том, чтобы посвятить куличи и дома их съесть. Ничего, можно начать и с этого. Но главное, чтобы это был не конец, а начало.

Аминь.