Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем празднование святых отец шести Вселенских соборов. История этого праздника немножко сложная. Сначала была память одного единственного собора – 536 года, против Севира Антиохийского, — который считался Вселенским, когда он произошел, а потом как-то его статус понизился, и к нему стали добавлять другие соборы.

Так как на том Соборе осудили Севира Антиохийского, то и в каноне сегодня в основном речь об этом событии. И в сегодняшнем каноне очень много говорится о догматике. И вот чтобы это не пересказывать, а сказать то, что касается абсолютно каждого, то надо подчеркнуть, что все-таки в догматике — особенно в VI веке, когда устанавливался этот праздник, и в VII веке, когда он редактировался – выяснилась одна вещь.

Она и раньше была известна, но тут просто стала известна всем и каждому. А именно: как только мы сформулируем православное учение каким-то правильным образом, как окажется, что ровно этими словами выражается какая-нибудь ересь. Как только мы догматику облекаем в слова – вроде бы все было правильно и хорошо, — выясняется, что она опять от них ускользнула. Поэтому надо опять облекать в новые слова, а их вскоре настигает та же самая судьба. И это делается снова заново, заново, заново, новыми словами и, может быть даже на новом языке, и все время возникают новые еретики. Почему?

Потому что никакими словами нашу догматику, нашу веру не сформулировать. Они просто цепляются за нее, но не удерживают, а удерживается она совершенно другим. Это понятно нам из нашего личного опыта. Если мы стали считать себя во что-то верующими людьми, то, значит, у нас появились какие-то слова, какие-то привычные понятия для нашей духовной жизни.

И вот дальше мы можем очень легко заметить из своего личного опыта – не надо даже больше никуда обращаться, — что постепенно все это становится бессмысленным, или мы теряем тот смысл. Мы перестаем молиться, когда говорим молитвенные слова, мы устаем молитвенно вспоминать о Боге, о святых, о Богородице, хотя как-то, может быть, мы их и вспоминаем. А почему?

Потому что такое вот привыкание и отсутствие интереса – можно так сказать. Но можно сказать глубже, дать более правильное объяснение. Дело не в том, что мы говорим какие-то правильные или неправильные слова – сами по себе никакие слова не являются правильными, — а дело в том, что мы либо имеем, либо не имеем или теряем обращенность к Богу.

Если мы обращаемся к Богу, то даже если и не очень какие-то хорошие слова, а корявые и плохие, то они все равно становятся молитвой. И без слов мы тоже можем помолиться, мы обращаемся к Богу. И тогда становится даже не очень важно, насколько хорошо мы все понимаем.

Это касается веры каждого из нас, каждый, я надеюсь, имеет какой-то свой личный опыт. Это касается веры Церкви в целом. Для того, чтобы в нашу эпоху слова, которые мы формулируем в догматике, были православными, недостаточно и, может быть, даже вредно повторять те слова, которые раньше были сказаны святыми отцами, а надо говорить то, что реально выражает нашу веру. Если наша вера такая же, как вера тех отцов, то это будут правильные слова, даже если они внешне будут казаться чем-то противоположным тем словам, которые были раньше. Из-за этого многие люди запутываются, но верующие люди распутываются.

Поэтому какой надо сделать самый главный вывод из этой истории с догматами, которые вспоминаются в сегодняшнем празднике, в сегодняшнем каноне? — Такой: мы всегда можем обратиться к Богу, всегда будем услышаны. Другое дело, что мы сами, может быть, ответ Бога не всегда услышим. Но тут не надо унывать, потому что услышим мы его, не услышим – это неважно. Важно, чтобы он был.

Потому что если он есть, был и мы его не услышим, то наша жизнь все равно изменится потом к лучшему, все равно все будет правильно. А потом мы когда-то это и поймем. А наша задача – всегда обращаться к Богу, и знать, что не может быть такого, что Он не отвечает, потому, что Он отвечает всегда. И в этом состоит наше православие, в этом мы сохраним самих себя как членов Церкви. Без этого все остальное бесполезно. А с этим все остальное наполнится смыслом. Здесь надо не сомневаться, а всегда обращаться к Богу.

Аминь.

епископ Григорий