Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Богоявление – такой праздник, который очень связан с тем, что люди берут святую воду, по возможности,  участвуют в молебне, за которым эта вода освящается, несут ее домой, кропят свое жилье и себя кропят, пьют эту воду и в сам праздник, и в другие дни, когда чувствуют какую-то немощь. Это не то чтобы заменяет лекарство, но помогает. Когда лекарства есть, их тоже надо принимать. Почему это так бывает, что святая вода оказывается так важна? И что это за вода, откуда она взялась, почему, для чего?

Как объясняется в Евангелии, Иоанн Предтеча крестил водою во оставление грехов. А Господь пришел к нему, и мы как раз сегодня вспоминаем этот день, тоже для того, чтобы креститься (хотя Он Сам греха и не имел, который нужно было бы очищать) — для того, чтобы быть таким же, как и все остальные. Принял на Себя это очищение, хотя был чист, и тем самым сделал это очищение чем-то большим, чем просто очищение. Недаром другое название этого дня – Богоявление, потому что когда Он сошел в воду, Он открылся не как человек, пусть и правильный человек, а как Бог.

И если Иоанн Предтеча говорил о Нем, что это агнец Божий, то есть Тот, Кому он сам послан только уготовить путь, что это настоящий Мессия, а он только Его Предтеча, тот, кто идет перед Мессией, то теперь глас с неба указал, что это не просто Мессия, а это именно Сын Божий, и Бог Сам стал Своим пророком после всех тех пророков, начиная от самых древних и кончая Иоанном Предтечей.

Тем самым вода очищения стала не просто водой очищения, а такой водой, которой открывается Бог. Если мы хотим, чтобы в нас открывался Бог, мы должны иметь очищение от грехов. И само явление Божие, когда мы просим об этом, нас от грехов очищает и избавляет. Вот это и означает вода. А как же ее все-таки применить в своей жизни?

Если мы просто будем ее пить или окроплять помещение, самих себя, думая, что мы как-то изменимся, то этого, конечно, не произойдет, и, поскольку это все-таки священный предмет, то произойдет, скорее всего, что-нибудь другое, потому что мы знаем, что если недостойно использовать какие-то священные предметы, то Бог за это наказывает. То есть можно не вылечиться, а впасть в болезни – для того, что пока человек болеет, он как-то бы вразумился и изменил свою жизнь.

Поэтому надо обращаться со святой водой не как с магическим средством, а как со средством церковным и церковным таинством. Что это означает? Это, прежде всего, означает, что мы внутренне обращаемся к Богу. Мы хотим, чтобы Бог нам указал, в чем мы неправы, чем мы можем исправить свою жизнь. Это более или менее понятно.

Кто живет не по-христиански, должен начать жить по-христиански. Кто начал жить по-христиански, должен понять, что ему еще есть куда совершенствоваться – надо подражать настоящим христианам, то есть святым. Это то, к чему надо стремиться в принципе. Но когда мы живем, то мы не можем ограничиваться такими общими целями, потому что эти цели окажутся недостижимы, если мы не будем думать о том маленьком – всегда маленьком – конкретном шаге, который можно совершить сейчас.

Например, сейчас у меня есть какая-то дурная привычка – это привычка нехристианская. И я сейчас сделаю шаг в борьбе с ней. Может быть, вообще откажусь от нее или буду меньше ей следовать. Некоторые скажут, что это об отношениях с другими людьми. Нет, это во вторую очередь. Господь назвал заповедь о любви к ближним только второй по порядку. А первая – это любовь к Богу.

Молюсь я или не молюсь? Обращаюсь я к Богу или нет? Если нет, если я забываю, если я обращаюсь, только когда «припечет», то теперь буду стараться это делать каждый день, хотя бы каждое утро и каждый вечер. И вот уже дальше можно начинать смотреть, как я общаюсь со своими ближними, чтобы у меня ни с кем не было внутренней вражды, даже с теми, у кого есть вражда на меня. У них может быть, это их дело, а мое дело – чтобы ни с кем не было.

Если  я стараюсь со всеми примириться, а, прежде всего, примириться с Богом, молиться, принимать святую воду, которая служит и напоминанием, и действенным средством не только для здравия, но решения всех вообще проблем — кто внимательно слушал молитвы об освящении святой воды, которые мы только что читали, те поняли, что она на всякую потребу, то есть просто для всего, а особенно мы выделяем наше желание быть здоровыми, избавление от болезней, — то тогда все это будет на пользу, жизнь будет обязательно меняться.

Если было в жизни что-то плохое, то это не обязательно исчезнет, но будет как-то по-другому переживаться, и точно, что состояние станет лучше, чем то состояние, которое было изначально, когда эти проблемы нас постигли. Поэтому действительно будет исцеление и тела, и души. А главное, конечно, исцеление души. Поэтому все, кто хочет, даже если они еще не христиане, могут взять эту воду, но употреблять надо с верою.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)