Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

 Легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное —вероятно, Христос говорил о канате ( по-арамейски эти два слова звучат почти одинаково); чтобы спастись, нужно не просто соблюдать какие-то правила, но “оставить свое имение”; несовершенного спасения быть не может; многие люди стараются жить добродетельно, по правилам, совпадающим с христианскими, но из каких-то своих нехристианских убеждений; делать ради Христа – это когда мы стремимся к Христу; нужно стремиться не иметь лишней собственности, а если она у нас окажется, то стараться ее кому-то отдать; нужно постоянно иметь внутреннюю отчужденность от своего имения, от всего, чем ты владеешь в этом мире; если мы сами решили идти за Христом, то мы должны отрешаться от того, что нам мешает; чтобы отрешиться от мира надо просить, чтобы Господь нам помог; только любовь Божия, которая есть пребывание Бога в нас, как говорят святые отцы, отрешает нас от мира.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня в евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как некий юноша подошел ко Христу и спросил Его, что он должен делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Христос ему дал ответ, который и так был всем хорошо известен: надо соблюдать основные заповеди Закона Моисеева. А юноша тогда сказал, что заповеди эти соблюдает, что же еще не хватает?

Тогда Христос ему ответил, что если хочешь совершен быти, то раздай свое имение нищим и иди вслед Мене. Юноша тогда огорчился. Как сказано в Евангелии, он огорчился потому, что у него было большое имение, ему было жалко его раздавать.

Ученики увидели, что даже такой благочестивый юноша не может спастись, и Христос сказал им, что легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Небесное. Что касается этой пословицы насчет верблюда и угольного ушка, то, видимо, здесь не очень точно передан арамейский оригинал слов Христа. Слово “верблюд” и слово “канат” звучит практически одинаково. Канат, который не может пройти в игольное ушко, имел бы более прямой смысл.

Но, как бы то ни было, видя такое положение дел, ученики сами пришли в отчаяние относительно себя и спросили: кто же тогда может быть спасен? Христос ответил, что человеку это невозможно, но Богу все возможно.

Вот такое было сегодня евангельское чтение. Оно относится к числу самых известных чтений Евангелия. Конечно, очень много святоотеческих толкований на эти слова существует, причем они разные, но все эти толкования несут какой-то важный христианский смысл.

Вот человек живет по-христиански. Он знает, что ему надо соблюдать какие-то правила, то есть не делать какого-то явного зла, явных грехов. Предположим, ему это удается, потому что он старается. Вот этот рассказ сегодняшний говорит нам о том, что такой человек все равно не спасется, то есть в его жизни нет самого главного, нет того, ради чего это делается. Нужно что-то другое. Что же нужно?

Если говорить словами сегодняшнего рассказа, то нужно оставить все имение. Некоторые, правда, понимают так, что можно спастись по первому разряду, а можно не совсем по первому, и тогда не надо оставлять имение. Но, во-первых, основные святоотеческие толкования другие – они говорят о том, что, действительно, надо быть совершенным для того, чтобы спастись. Значит, не бывает никакого несовершенного спасения.

Во-вторых, просто подумаем о том, что здесь говорится. Какой смысл просто соблюдать какие бы то ни было заповеди, какие бы то ни было правила поведения, даже если они даны Богом? Смысл будет только тогда, когда они совершаются ради Бога. Ведь очень многие люди ведут такой образ жизни, что во многом совпадает с тем, что заповедано христианам, но делают это по каким-то своим соображениям.

Они могут быть атеистами или быть верующими каких-то других религий, но их кредо очень созвучно христианским заповедям. Они живут согласно своим убеждениям и делают это хорошо – этому надо у них учиться, если есть такая возможность. Но они это делают не ради Христа, и потому сами эти добродетели не могут быть спасительны.

Точнее они могут быть спасительны, но только косвенно, потому что видя, что человек старается, Господь откроет ему, что делать дальше. Тогда сам человек либо захочет это делать, либо не захочет. Если захочет и будет на самом деле делать, то он спасется. Тогда первые его добродетели, которые были не ради Христа, ему помогут. А что же означает делать добродетели ради Христа?

Некоторые ошибочно полагают, что это означает просто читать об этих добродетелях в Евангелии и дальше стараться соблюдать то, что там написано. Это совершенно не так. Если мы просто что-то соблюдаем, то можем это делать по очень разным соображениям. Это может быть по причине какого-то страха, суеверия, какого-то корыстного расчета на получение чего-то нами желаемого житейского.

Но ради Христа – это когда мы стремимся к Христу. Если мы стремимся к Христу, то что мы должны делать? Мы должны идти вслед за Ним. Что нам мешает идти вслед за Ним? Мешает наше имение. На самом деле, если у нас есть что-то материальное, то само по себе это нам помешать не может, тем более, что у всех есть какое-то имение.

Святые отцы многократно говорят, что не только богатые грешат сребролюбием и погибают из любви к имению, но даже люди небогатые и просто нищие, у которых имение состоит из нескольких предметов, бывают привязаны к этим предметам так, что ради него могут и битьдруг друга, и даже совсем убить. Совершенно понятно, что они люди небогатые, и как бы они там друг друга ни убивали, богатыми они все равно не станут, но то, что они из-за какого-то имения не хотят оставить свою тяжбу, всем очевидно.

Заповедь о том, что надо все оставить и пойти за Христом, относится ко всем. Она относится ко всем именно в духовном смысле. В духовном смысле мы все являемся богатыми, потому что нет такого человека, у которого нет какого-то имущества и вообще чего-то земного, к чему он привязан. Точно так же в духовном смысле можем все оставить, при этом наше физическое поведение может быть разным.

Оно будет соответствовать обстоятельствам нашей жизни и воле Божией о нас. Что-то мы кому-то отдадим, будем стремиться не иметь лишней собственности, а если она у нас окажется, то будем стараться ее кому-то отдать. В какой-то ситуации мы будем понимать, что должны отдать то, что нам самим нужно, может быть, даже для нашей жизни, а уж тем более нужно отдать то, что нужно для нашего комфорта.

Но чтобы во всех этих случаях действовать правильно, нужно постоянно, даже когда не приходится так действовать внешним образом, иметь внутреннюю отчужденность от своего имения, от всего, чем ты владеешь в этом мире. Кстати, это не только материальные какие-то блага, но это и отношения с людьми, возможность какого-то душевного комфорта, возможность прийти в какую-то приятную обстановку, поговорить с приятными людьми или наоборот, если тебе именно это приятно, побыть в одиночестве.

Все, что попадает в подобный круг нашей заинтересованности, тоже относится ко всякого рода нашему имению. В том же числе и возможность прийти в церковь, отдохнуть здесь душой – тоже наше внешнее имение. Мы ведь прекрасно понимаем, что просто приход в церковь ногами по причине того, что нам все в ней нравится, не приблизит нас к спасению, а скорее всего отдалит, если мы будем обращать внимание на свои ощущения. Надо просто не обращать внимания на такие вещи.

Если мы не идем за Христом, то все наши добродетели бессмысленны, потому что из этого можно точно сказать, что они делаются не ради Христа. Если мы идем за Христом, то мы оставляем позади то, что нам мешает. Для этого мы всегда готовы оставить все, потому что нам все может помешать, кроме самого Христа. Поэтому внутренне мы отрешаемся от имения, поэтому нет другого пути, кроме того, который Христос предложил несостоявшемуся ученику.

Не зря этот юноша опечалился, как сказано в этом евангельском рассказе, потому что если бы он ничего ценного не потерял, а просто какое-то там совершенство не смог стяжать, то не следовало бы ему и печалиться. Но опечалился, увидев, что не сможет выполнять спасительные заповеди, и опечалился так глубоко, что это смогли заметить ученики.

Их вопрос к Господу был именно таким: кто же тогда может быть спасен? Они ведь не спросили: кто же тогда может стать совершенным? Если бы вопрос был бы в этом, то не стоило бы тогда, может, и пугаться. Но они спросили так, понимая, что речь идет о спасении. Тогда Христос сказал, что невозможное человеку возможно Богу. Возникает вопрос: что же тут невозможно человеку, но возможно Богу, если мы сами решаем, идти ли нам за Христом?

Но если уж мы сами решили идти за Христом, то мы должны быть легкими на подъем, должны отрешаться от того, что нам мешает. На позднейшем святоотеческом языке это называется отвержением от мира — заповедь не только для монахов, но и для всех православных христиан. А вот это невозможно вообще без благодати Божией. Мы сами можем только захотеть, должны сами захотеть отрешиться от мира, но отрешение не получается на деле. По опыту собственной жизни мы легко можем убедиться в этом – хотим, но ничего не получается. Что же тогда надо делать?

Надо просить, чтобы Господь нам помог. Только любовь Божия, которая есть пребывание Бога в нас, как говорят святые отцы, отрешает нас от мира. То есть, чтобы действительно смочь отрешиться, надо просить Бога об этом. В чем же была ошибка этого молодого человека, о котором мы сегодня прочитали? В том, что он огорчился и ушел, вместо того, чтобы спросить у Христа, что ему делать.

Ученики же спросили у Христа, что им нужно делать, и получили ответ: надо просить Бога. У человека это невозможно, а у Бога все возможно. Юноша понял, что не может отречься от имения, но надо было попросить помощи у Бога.

Мы тоже должны это понять. Мы должны понять, что даже если кажемся себе людьми небогатыми, мы чрезвычайно богаты, намного больше, чем положено христианам. Причем не намного больше, а бесконечно больше. Если мы даже хотим от этого богатства отречься, то будем сами себе противоречить, и в конечном итоге не захотим это сделать. И вот на эту свою слабость, желая ее преодолеть, мы должны просить помощи Божией.

Тогда мы начнем меняться в нужную сторону, потихоньку будем становиться христианами.

Аминь.