Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении рассказ о том, как Господь исцелил бесноватого, которого перед этим пытались исцелить Его ученики, но неудачно. Когда ученики спросили, почему у них это не получилось, Он вместо того, чтобы ответить прямо, ответил так: сей род ничим же изгоняется, токмо молитвою и постом.

Это хорошо известная фраза, смысл которой еще хуже понимается из-за того, что она хорошо известна. Обычно то, что часто цитируют из Священного Писания, сильнее перевирают в народном сознании.

Итак, получается, что для того чтобы перестать быть бесноватым, необходима молитва и пост. Это, вообще говоря, контр-интуитивно. Потому что если человеку кажется, что вот я сейчас живу как я живу, при этом я особо не пощусь, не молюсь, и если я вообще заинтересовался православием, и даже, может быть, пришел к выводу, что Евангелие – это истинные книги, и что православие – это истина, то вот и дальше я так могу жить, а только возрастать от силы в силу.

Но не получается. Даже у Господних учеников не получается. Потому что нужен какой-то особый пост и особая молитва. Понятие этой особенности в течение жизни у человека постепенно меняется, становясь все более и более особенным, если так можно сказать.

Очень часто люди, которые привыкли читать книжки и поэтому узнают о православии из книжек, — что само по себе хорошо, конечно, — они поначалу не очень разбираются, какие книжки хорошие, а какие плохие. И читают таких людей, которые живут совершенно нехристианской жизнью. Например, так называемая русская религиозная философия. Конечно, под этим понятием были объединены разные люди, но некоторые кумиры мысли совершали какие-то совершенно вопиющие вещи с точки зрения христианства, вплоть до измены жене и так далее. При этом все равно почему-то их мысли о православии  принимались во внимание.

Конечно, симптоматика больного, как его лечить – это все очень интересно. В этом смысле все, что говорят и делают такие люди, надо принимать во внимание. Но чтобы вот прямо у больного учиться лечить болезнь, которой он болен, – это очень странно. Так, конечно, делать не надо. Но в нашей истинно-православной среде я не думаю, что есть много людей, которые действительно читают этот откровенный поток бессознательного. Даже если они когда-то это и читали, то сейчас узнают из других источников по возможности.

Может быть, это хорошие источники – очень часто так бывает, — но тогда другая проблема: источник-то у меня хороший, а как я сам буду удерживать то хорошее, что из него можно почерпнуть? Тут вспоминаются разные пословицы о черпании  воды решетом и так далее. Потому что в принципе, человек так устроен — когда он интересуется православием, и у него даже есть понимание, что оно для него важно, — что он весь совершенно дырявый, как решето. В нем совершенно ничего не держится.

Поэтому не надо думать, что если ты из книжки, из каких-то добрых разговоров, из богослужения что-то хорошее узнал, и тебе это понравилось, то ты это хоть как-то удержишь. Нет, само по себе это не удержится так. И вот молитва и пост – это средства такой герметизации, замазывание щелей и дыр. Куда ведут эти дыры, почему они замазываются молитвою и постом?

Прежде всего, потому, что когда ты молишься, ты не занимаешься мысленным блужданием по всяким другим местам, которые бывают и откровенно греховными. Но даже когда они нейтральные – блуждание без дела не может не рассеивать.  Ты не можешь пропитываться духовными помыслами, когда у тебя какой-то хаос. Конечно, когда что-то плохое, греховное – обычно так и бывает, — то надо это сравнить с помойкой. Можно там найти еду, хоть и плохую, но это крайне негигиенично, и это обязательно будет иметь последствия.

На помойке еду находят крысы – это нормально. Или вороны, у которых в желудке рН 4. У них другой организм, другие требования. А если человек поест с помойки, то ему плохо будет. Поэтому надо смотреть, с какими мыслями ты связан. Тот хаос впечатлений, который приносит жизнь каждому из нас, не должен допускаться внутрь. И важнейшее средство, без которого все остальные невозможны, – это именно молитва.

Если ты имеешь память Божию, если главный твой собеседник – Бог, то когда ты молишься специально, и когда ты думаешь о том, о чем тебе надо думать, но не молишься, то ты все равно молишься, имея память Божию. Это первое и главное. И пост – это главная подпорка. В принципе, конечно, молиться можно и без поста, но это все равно, что сказать младенцу, не умеющему ходить, что ходить можно, ни за что не держась, когда тебя не ведут за поводки.

Пост относится к молитве примерно  так, как костыли. То есть человек без поста ползает, а с постом он может плохо, но ходить. Чем важен пост, чем он помогает молитве? Важен тем, что он помогает молитве – больше он ничем не важен. Но чем он помогает молитве?

Тем, что он вырывает человека из обычных бытовых взаимодействий. Во-первых, совместные трапезы для людей, которые не постятся, уже не очень получатся. Среди тех, которые постятся, тоже могут быть всякие искушения, но это уже существенно меньше. Еще важнее, что пост заставляет о себе помнить. Даже если пост на уровне какой-то диеты, то это уже некоторое дисциплинирующее воздействие. И в некотором смысле это нас герметизирует – дыры и щели у нас немножко убавляются.

Но, конечно, пост предполагает немножко другое. Не то, что у нас меняется диета, меняем питательный продукт на непитательный, а весь его смысл в том, что мы испытываем постоянное чувство голода. Оно проходит, потому что чувство голода – это вещь психологическая. Но мы не испытываем чувства насыщения, «жизненной полноты», как некоторым кажется, которая влечет нас к разной дурацкой деятельности.

Получается, что пост просто обостряет наше внимание, просто помогает. Поэтому молиться становится легче, не забывать Бога становится легче – и это нас отделяет от всего, что  происходит в мире вокруг. Если мы живем в какой-то среде, которая очень мало нас располагает к христианству – я выражусь осторожно, — то благодаря молитве и посту мы сможем сохранять свой внутренний мир огражденным, и только тогда мы можем задерживать в себе что-то из полезного по-настоящему, и даже что-то переварить, чтобы это стало нашим собственным обменом веществ нашего собственного организма. Конечно, этот КПД тоже будет еще маленький, но все равно больше нуля – значит, дело не безнадежное.

И надо понимать, что христианством нельзя заниматься просто как предметом для изучения. Оно так даже не изучится – будет куча существенных искажений. Должно быть такое представление о христианстве, которое является представлением о жизни – не вообще какой бы то ни было, а лично для меня. Вот такая версия вырабатывается только в том случае, если есть молитва и пост.

Пост – средство для молитвы, а молитва – средство и цель одновременно, потому что христианская жизнь – это есть молитва. Будет молитва – будет христианская жизнь. Это эквивалентные понятия. Не будет  молитвы – не будет христианской жизни.

Вот об этом напоминает сегодняшнее чтение.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)