Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем один из любимых христианских праздников, один из главных христианских праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы. Традиционно мы его числим Богородичным праздником, и причина этому очевидная, но вот мы только что читали Федора Студита, который сегоняшний праздник называет первым Господским праздником – и опять причина очевидна, потому что то и другое правильно.

Почему это Господский праздник, объясняет и тропарь – «Днесь спасения нашего главИзна». Что такое «главизна»? «Главизна» – греческое слово, которое буквально переводится как «голова»,  также «начало» или что-то самое главное. И именно в этом смысле понимается в тропаре это слово – «начало». Старославянский перевод, которой у старообрядцев по-моему до сих пор в употреблении – «днесь спасения нашего начаток», что как раз понятней, может быть.

Все это нам понятно, и в сегодняшний праздник мы можем узнать о всей христианской жизни. К чему ведет воплощение Бога, годовщину которого мы сегодня празднуем? Ведет к тому, чтобы Тело Христово росло. Вначале в утробе Матери, потом в период с младенчества Иисуса до зрелого человека, и потом чтобы Оно опять продолжало расти. Как Оно потом продолжает расти, когда человек уже зрелый и совершенный?

Об этом святые отцы говорят нам, что когда Тело Христово, которое есть Церковь – а это то же самое Тело Христово, а не какой-то другое, — преподается нам в Евхаристии, то приобщаются новые спасаемые к Церкви. Для того чтобы Оно росло в нас – вот для чего нужен сегодняшний праздник. Начинается рост Тела Христова, и он должен продолжаться не только где-то и как-то, но именно конкретно в нас.

В то же время, в сегодняшнем празднике мы слышим самое главное, что для этого нужно. Для этого нужно сказать, что «се раба Господня, буди Ми по глаголу Твоему». Потому что должна быть безусловная покорность Божией воле, которую мы, как правило, и не знаем, и не понимаем, в чем она состоит.

Да, бывает иногда, что мы понимаем прекрасно, но дело не в том, понимаем мы или нет, тем более, что мы никогда не понимаем, как минимум, самого главного в ней. Поэтому на самом деле самое главное в том, чтобы иметь общее доверие. Даже когда мы не понимаем, мы должны понимать, что доверие Богу — это главное. И понимать, что без воли Божией мы – никуда. «Без Бога – ни до порога», — была такая замечательная русская пословица. Надо, чтобы она и осталась.

Поэтому принимая Бога, принимая в Боге то, что нам непонятно, и заранее зная, что самое главное нам всегда будет оставаться непонятно, но имея от этого, наоборот, только успокоение, а не беспокойство, — потому что доверие при непонятности все равно не порождает беспокойство, — мы будем принимать волю Божию, стараться ее узнавать, стараться исполнять заповеди Божии, стараться стремиться к тому, что нам предлагается, и от всего противоположного уклоняться.

Аминь.