Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

История св. Герасима и льва. Если человек живет по-христиански, его и звери любят. Чтобы прекратилась вражда против нас каких-то людей, надо жить по-христиански и иметь к ним благорасположение, а не обвинять.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня, по некоторому, может быть, символическому совпадению, первая литургия Преждеосвященных Даров в Великом посту пришлась на память святого Герасима, который подвизался в IV веке у реки Иордан. Как известно, святой Герасим особенно запомнился тем, что долгое время с ним рядом жил ручной лев, и поэтому на иконах он изображается вместе со львом. Святой Герасим когда-то в пустыне встретил этого льва, поранившего лапу, вытащил у него занозу, и после этого лев был как ручной, все время с ним жил, и когда старец Герасим умер, то лев затосковал и вскоре умер на его могиле. Это, по всей видимости, вполне историческое событие, потому что о нем рассказали современники, которые помнили святого Герасима. Конечно, подобные примеры есть и в других житиях святых.

Но о чем вообще нам говорят эти примеры? О том, что если человек подвизается по Богу, то тогда это чувствуют даже и неодушевленные стихии, потому что он может повелевать и ими, и во всяком случае это чувствуют бессловесные скоты, в том числе и хищные по своей природе. И если это так бывает по отношению к бессловесным скотам, то почему нам полезно об этом знать? Не только затем, чтобы удостовериться, каким великим святым был преподобный Герасим — тем более, что теоретически не только святостью возможно добиться такого поведения зверей, потому что есть и просто всякие укротители, — а главным образом для того, чтобы мы понимали, что если мы сами будем жить по-христиански, то вокруг нас будут меняться все, даже независимо от своего желания, потому что, например, у зверя не может быть никакого сознательного желания менять свое поведение, но однако он меняется. Это относится и к людям, которые на самом деле или, быть может, как нам кажется, испытывают к нам какую-то вражду. Если мы видим какое-то не очень хорошее расположение по отношению к нам у других людей или, тем паче, с нашей собственной стороны по отношению к другим людям, нам прежде всего надо стараться жить по-христиански, может быть, даже ничего конкретно и не делая по отношению к тем людям. И тогда расположение этих людей будет постепенно меняться. Конечно, если они уже привыкли относиться к нам плохо, то это быстро изменить невозможно, но постепенно отношение все-таки меняться будет.

И поэтому мы, взирая на пример преподобного Герасима, которому даже лев был всецело предан и благорасположен, можем и сами для себя установить то же самое, т.е. понять, что нам нет никакого оправдания, если мы на кого-то обижаемся за то, что они на нас враждуют, и начинаем кого-то обвинять. Часто мы даже внешне и не обижаемся, но начинаем обвинять, думая, что человек враждует против нас потому, что он какой-то плохой. Это совершенно не наше дело, какой он плохой; наше дело — не подавать ему повода для вражды. А чтобы не подавать ему повода для вражды, надо прежде всего иметь определенное внутреннее расположение. Не то, чтобы делать или не делать то или это, а именно иметь определенное внутреннее расположение, которое чувствуется даже тогда, когда мы никаких поступков не совершаем. И это расположение должно быть таким ровным и хорошим по отношению ко всем людям, независимо от того, как они к нам относятся. И тогда, может быть, если львы нас и не будут слушаться (да нам вряд ли это и нужно), но по крайней мере, люди будут к нам относиться гораздо лучше, чем это было бы, если бы мы жили по стихиям века сего. Аминь.