Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память святых праотец, а в следующее воскресенье — память святых отец. Это такие празднования, которые сами по себе большие, но сами по себе они не существуют – они приуготавливают праздник Рождества Христова. Кто такие праотцы и кто такие отцы? По богослужению это никак особо не отличается, но в любом случае это праведники, которые жили до Христа, и которые приуготовили Его пришествие в мир, само Его Рождество.

Казалось бы, по смыслу это должны быть Его родственники по крови и избранный народ, и внутри народа те, кто были наиболее близкими Его родственниками. Это племя из 12 племен Израиля, то есть племя Иуды, а в этом племени определенная семья и так далее. Это так с одной стороны, но все-таки это не так.

Да, когда говорится о святых праотцах, память которых мы совершаем, то говорится о тех избранниках Божиих, кто упоминается в Ветхом Завете, которые там были от Адама, Сифа, Евы и до Иоанна Предтечи.

Все это — казалось бы с Авраама, который тоже сегодня воспоминается, — народ Божий. Это так, да не так. Во-первых, те, кто был в народе Божием «порождением ехидниным» (использую Евангельское выражение), те отпадают от народа Божия, то есть тех, кто тогда уклонились радикально от того, чтобы верить в единого Бога, — а таких, мы знаем из Библии, было много, их память ни сегодня, ни когда либо в другие дни не совершается в Церкви.

Поэтому принадлежность по рождению к народу Божиему никогда не была достаточным условием для того, чтобы быть святым. Но кто-то может подумать, что она была необходимым условием – что уж если не отпал от этого народа, то спасаешься, а если ты к этому народу никогда не принадлежал, то никакого избрания Божиего тебе не получить.

Это мнение также опровергается сегодняшним празднованием. Сегодня празднуются среди праотцев Христа те, кто по плоти вообще никакого не имели к Нему отношения, они не принадлежали к народу избранному. Например, святой Иов – целая библейская книга ему посвящена.  Он совершенно точно не принадлежал к народу Израильскому.

Также и Милхиседек сегодня вспоминается, который тоже совершенно точно не принадлежал к народу израильскому, а он был царем другого народа. Также и другие. Можно вспомнить Руфь, которая была принята в народ Израильский, а Иов и Мелхиседек и приняты никогда не были. Приходящие со стороны могли быть приняты в народ Израильский, а могли и не быть приняты в народ Израильский на земле, но приняты в Небесный Израиль. Поэтому избрание Божие для тех, кто хочет быть с Богом, оно всегда будет — независимо от того, кто как родился.

От этого, конечно, мы можем вспомнить и свое нынешнее христианское положение. Когда пришел Мессия, то это провозглашено было всюду, и проповедь началась среди всех народов. Но эта проповедь имела не такой смысл, что избрание Израиля отменяется. И апостол Павел специально объясняет, что не отменяется, но говорится другое: те, кто не приняли Мессию, они сами перестали быть Израилем – они отпали от Израиля. А избрание никуда не делось.

В то же время, те, кто изначально не принадлежали к Израилю, но приняли Мессию, сами стали Израилем. То есть новый и настоящий Израиль – это Церковь. И никогда обетование Израилю не оказывается измененным, но как еще в Ветхом Завете в Израиль принимались и избирались праведники, которые хотели быть с Богом, то сейчас тем более это так.

Это касается самого главного, касается нашей духовной жизни. Но даже понимая это, мы, христиане, подчас начинаем как-то роптать или как-то просто огорчаться тому, что в тех или иных гораздо менее, с нашей точки зрения, важных вещах, касающихся дел житейских, мы оказываемся в каком-то таком далеко не избранном положении.

Мы смотрим на каких-то людей, у которых по условиям их то ли рождения, семьи, то ли по другим условиям их жизни, что-то оказывается лучше, чем  у нас. И нам кажется, что если бы у нас было то же самое, то мы бы тоже жили лучше. Если так на самом деле, то вполне может быть, что жизнь изменится, и у нас окажется то же самое, что и у этих людей. И мы будем жить лучше. Я имею в виду, что если это «лучше» будет не только в  чем-то материальном, но в чем-то полезном для нас духовно.

Но зачастую – нет. Зачастую, когда мы так думаем и хотим того, что имеет — или нам кажется, что имеет — кто-то из наших ближних, на самом деле мы просто не хотим делать то, что у нас есть,  то, к чему мы призваны. А ведь каждый из нас помимо того, что имеет общее для всех призвание ко спасению души, имеет еще и отдельное призвание – воля Божия о каждом человеке не такая, как о другом отдельном человеке.

Надо понять волю Божию о себе лично, которая полностью не может совпадать ни с одним другим человеком, как бы он ни был нам близок. И наша задача это понять. И если у нас чего-то нет для того, чтобы волей Божией о нас лично проявиться, то вот это, что у нас есть, и подскажет нам, с чего нам сейчас начать.

Возможно, для того, чтобы продолжить, нам надо получить что-нибудь такое, чего у нас нет. Так всегда бывает — мы начинаем что-то делать, используем те средства, которые Господь нам уже сейчас дал. Их достаточно для того, чтобы сделать какие-то первые шаги, пусть хотя бы один первый шаг, а потом и другие средства будут от Него для того, чтобы сделать и все остальные шаги, которые требуются.

К тому, что по нашему неразумию, нам хотелось бы, мы действительно не призваны, и совершенно нам нечего туда и идти – это нам важно понять. А к чему-то другому, к чему мы, возможно, относимся с пренебрежением, или даже никак не замечаем, оказывается, что мы призваны. И вот именно здесь мы найдем то, что нам надо, начиная с того, что мы найдем себя, и завершая целью всего нашего поиска, то есть Богом.

Надо точно понимать, что у Бога избранные – этому нас учит сегодняшний праздник – те, кто сам Его ищет. Кто-то к этому предрасположен изначально, кто-то имеет удобное рождение, но при этом он этим не пользуется и теряет, подобно тому, как Иуда был избран ближе некуда, а, тем не менее, отпал,  а кто-то был очень далек и, казалось бы, в отверженном положении, но он обратился к Богу и оказался избран.

Поэтому совершенно ни в чем не надо сомневаться. Вообще, если у нас есть какая-то мысль о Боге, значит, это само по себе уже достаточное доказательство – Бог нас избрал в своем Божественном смысле. Именно в том смысле, который свойственен нашему настоящему Богу, а не разным другим богам язычников. Нас интересует только настоящее, а у них может быть по-другому.

И тогда надо просто постараться понять, что я могу сделать сейчас полезного для моей души. Совершенно не может быть такой ситуации, чтобы ничего нельзя было сделать. Обязательно где-то что-то мы можем сделать, а это значит, что должны.

Аминь.

епископ Григорий