Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Время Великого поста проходит очень быстро, потому что оно постоянно чем-то наполнено; нужно в каждый момент Великого поста настраиваться так, чтобы это соответствовало данному моменту; середина поста — это время, чтобы просто спокойно и внимательно поститься; о том, что такое сухоядение; великопостный устав — для здоровых и привычных; но каждый должен выбрать какой-то способ пощения, допустимый для него, чтобы чувствовать, что ты в привычном для тебя смысле слова не ешь; по уставу в будние дни Великого поста предполагается сухоядение — нельзя есть вареную еду; главное во время поста — это церковные богослужения; очень важно стараться причащаться за литургией Преждеосвященных даров; перед литургией Преждеосвященных даров, которая по уставу служится вечером, надо целый день не есть; когда целый день не ешь, голода помогает молитве, т. к. он напоминает о себе лишь тогда, когда рассеивается внимание и теряется память Божия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сейчас мы достигли середины уже третьей седмицы Великого поста. Из этого одного мы можем заключить, насколько быстро проходит время Великого поста, потому что оно постоянно чем-то наполнено. Потому что когда все время много всего происходит, не успеваешь оглянуться, а уже все и закончилось.

То же самое бывает и Великим постом. Потому что много особенных служб, много внимания к себе привлекает Великий пост. И, в результате, получается, что внимание-то привлекает, но все это внимание рассеялось, Великий пост прошел, а мы и ныне там или еще и хуже.

Чтобы этого не было, надо в каждый момент Великого поста настраиваться так, как это соответствует данному моменту. А моменты здесь бывают разные. У нас уже позади первая седмица, когда важнейшим, хотя и не единственным, делом для нас было начать поститься и войти в это время Великого поста. Потом мы привыкли, начали поститься, а дальше, если ничего не сделать дополнительного, то все сразу заканчивается, и мы опять будем как не постившиеся.

А дальше наступает просто обычное время Великого поста. Но потом оно закончится, потому что в конце Великого поста одна неделя, а, по сути, и две недели — это уже особые празднования, особые воспоминания, которые имеют очень большое значение сами по себе, но, если мы заранее не настроимся, они не дают нам возможности тихо и спокойно поститься. А для того, чтобы мы могли это делать, существуют недели вторая, которая уже тоже прошла, третья, которая достигла середины и прошла, значит, наполовину, и четвертая — еще следующая неделя. У нас только немножко времени осталось — полторы недели, чтобы поститься обычным образом.

А что же это значит, поститься обычным образом, что же мы можем сделать? Почему-то всегда начинают думать о посте с точки зрения пищи. Ну, пожалуйста, можно и с этой точки зрения посмотреть. С этой точки зрения, надо поститься так, чтобы чувствовать, что ты в привычном для себя смысле слова не ешь, то есть ешь что-то для поддержания сил, но не более того. Конечно, есть некий устав, который общий для всех, но который рассчитан на достаточно здоровых людей — это, во-первых. А, во-вторых, даже и на здоровых не на всех, а только на тех, кто к этому привык.

Он предполагает, что в течение будних дней Великого поста, то есть, не для суббот, не для воскресений, а просто для обычных дней Великого поста, когда вдобавок нет никакого праздника (но обычно его и нет), так называемое сухоядение. Это означает, что мы отказываемся от обычной еды из первого—второго, хотя бы и постного: от того, что обычно считают постными блюдами, не говоря уже о масле, от жареного, вареного и так далее. А мы просто едим что-то, не требующее приготовления, или хлеб. Он хотя и требует приготовления, но тоже включается в сухоядение. И пьем разные напитки на основе горячей воды. Это единственное, что мы себе позволяем в качестве еды.

Для человека привычного это очень хороший образ жизни, который только бодрит. Но для человека непривычного надо что-то более мягкое избирать, для человека больного — тем более. Но, по крайней мере, пост уже будет без масла или без рыбы. Но каждый должен себе что-то такое выбрать. Потому что только если мы выберем такой образ пощения, что нам будет казаться, что мы просто не едим в привычном для нас смысле этого слова, только тогда еда будет заметна.

На этом фоне для нас также затруднится всякое другое времяпрепровождение, например, всякие походы в гости, встречи с друзьями, на которых нельзя не только выпить алкоголя, потому что алкоголь тоже в будние дни поста запрещен (в субботу и воскресение разрешен), но нельзя даже толком и поесть. Из-за этого мы больше времени проводим дома, занимаясь какой-то работой, и меньше в общении и разговорах, которые почему-то у нас очень часто оказываются праздными.

Самое, конечно, главное, что должно быть во время поста — это церковные богослужения. Не только те, которые должны быть и в течение всего года, я имею в виду воскресные дни и великие праздники, но и дни будние, а самое главное, что бывает в будние дни Великого поста — это как сегодня — литургия Преждеосвященных даров.

Очень важно стараться готовиться и причащаться также и в эти будние дни, а не ограничиваться воскресными днями. В воскресение мы причащаемся потому, что это большой праздник, и мы обязаны его праздновать. Это не вопрос нашего настроения и желания. А в будние дни мы причащаемся, наоборот, потому что праздника нет. Для того, чтобы нам поддержать себя в той внимательной и ограниченной жизни, которую мы стараемся вести во время Великого поста.

Литургия Преждеосвященных даров также полезна тем, что она по уставу служится вечером. Для того, чтобы причащаться вечером, надо целый день не есть. Когда целый день не ешь, то настраиваешься на молитву, потому что иначе возникает чувство голода, или просто желание что-то схватить и съесть. И это желание или чувство показывает нам всегда математически точно, что, значит, мы не молимся, что, значит, мы отвлеклись, и наши мысли начали блуждать. Если мы это поймем и начнем молиться, то все пройдет, и нам не будет хотеться есть. Но я повторяю, что говорю это только о здоровых людях, и то после некоторой привычки.

Поэтому будем стараться не упускать время, пока оно нам дано. Сейчас мы можем сосредоточиться на том, чтобы просто спокойно поститься. Времени у нас для такого пощения примерно полторы недели. Дальше уже начнутся другие темы в нашей жизни. И тоже очень важные, и к ним надо подойти. Но тем лучше мы к ним подойдем, чем лучше будем поститься сейчас.

Аминь.