Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня один из тех дней, когда мы особо празднуем память любимого в народе святого, святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских и Чудотворца. Почему его особенно любит народ? Потому что к нему обычно обращаются в своих многочисленных мирских нуждах, и, получая от него помощь, конечно, рассказывают другим. Так постепенно укрепилось его почитание в народе.

А через это люди, которые, может быть, первоначально от Церкви ничего больше и не хотят, кроме мирских своих желаний, постепенно понимают, что есть что-то и более высокое, чем то, что бывает в мире, и постепенно становятся христианами. А сам святитель Николай совершает такие чудеса, которые помогают нехристианам обратиться в христианство.

И вот если мы уже много лет причащаемся, то не надо думать, будто бы нас это не касается, будто бы мы прошли эту стадию. К сожалению, мы своим поведением, своей жизнью, даже если много лет причащаемся, нередко от христианства отпадаем. Именно вот так категорично это можно сказать, потому что мы рассуждаем или не рассуждаем, а просто ощущаем свою жизнь, мир совершенно не по-христиански, как будто бы мы предоставлены какой-то игре случая или каких-то злых сил, и даже не просто случая, а чего-то вообще злого, и будто бы силы добра над нами отсутствуют, а есть только силы зла.

Все это, конечно, не просто заблуждение, не просто неправильное мнение, а это, конечно, категорически нехристианское рассуждение. Христианин не может думать, что все предоставлено случаю, и что просто так могут развиваться события в его жизни, а не по промыслу Божиему. Тем более он не может думать, будто бы все предоставлено не случаю, а чьей-то злой воле – будь то воля каких-нибудь злых людей или воля бесов.

Конечно, их воля влияет на какие-то события, но на нашу собственную биографию она влияет только так, как мы сами хотим им подчиниться, и то в пределах попущения Божиего. Мы сами, может быть, хотели бы им подчиниться полностью и безоглядно, потому что они же нам предлагают как раз что-то такое, что нам нравится, но, к счастью, нет на это Божиего попущения.

Попущение позволяет нам незначительно предать себя в их власть, ощутить «почем фунт лиха», чтобы постепенно научиться этого не делать и больше не хотеть. Конечно, мы можем настоять на своем, и промысел Божий, хоть он нас и ограничивает, не ограничит нашу волю окончательно, не отменяет ее. Поэтому если мы хотим на чем-то настаивать, то у нас получится. Но лучше не настаивать в таких вещах, а слушаться воли Божией.

И тогда мы должны понимать, что мы обращаемся к Богу, и все устраивается промыслом Его для нашей пользы. Но как это понимать, если это сложно понимать? Бывает, конечно, что мы в таком настроении, что это для нас само собой очевидно и понятно. Особенно это бывает понятно, когда Господь чудесным образом вмешался в события нашей жизни и как-то помог. Но это отдельные периоды, отдельные состояния. А в остальное время как? Особенно когда поймали бесы нас уже на рассеянности, на увлеченности чем-то греховным, и потом происходят такие неприятные ситуации.

Как обычно бывает? Обычно заманивают человека чем-нибудь приятным, мы отходим от Бога в какие-то греховные и рассеянные мысли, и нам это бывает приятно тоже, и вот тут уже нас накрывают чем-нибудь неприятным. А от Бога-то мы уже и отошли. И вот начинаются тут всякие падения. Что же делать, если мы в такое состояние впадаем?

Есть разные рецепты, и один такой должен быть постоянно при нас, он очень полезный, чуть ли не самый полезный – смотреть на подобострастных нам людей, которые испытывали те же самые искушения, так же им было все трудно, но они это преодолевали, потому что все-таки они хотели быть с Богом. Для этого мы смотрим на святых. Но к нашей большой радости мы не просто смотрим на них, узнаем их жизнь и берем с них пример, но мы к ним обращаемся в молитвах, чтобы они нам помогали. И когда мы хотим им подражать, то, естественно, нам не просто надо своими усилиями узнавать, как делали они, а надо просить их нас вразумить, ободрить, разбудить и дать нам силы.

И особенно православные люди привыкли обращаться к святому Николаю. Поэтому обращаясь к нему, мы особенно вспоминаем именно о том, что мы можем и должны быть вместе со святыми, идти их путем. Поэтому не будем никогда унывать в наших каких-то неочевидных или даже тяжелых испытаниях. Неочевидных в том смысле, что неочевидно, где здесь промысел Божий, какая нам здесь душевная или духовная польза.

Очевидно нам или неочевидно – все равно мы толком не знаем, для чего нам это нужно, даже если нам кажется, что мы знаем, — а главное совершенно другое. Главное – иметь всецелую преданность воле Божией и предавать всецело себя ей. Для этого надо именно молиться,  а не раздумывать, для чего это и как. Раздумывать  тоже бывает полезно, но это не должно быть первым и главным, а должно иметь только вспомогательное значение. А молитва имеет первостепенное и главное значение.

И вот если бывает, что в каких-то ситуациях труднее помолиться Богу – в ситуациях наших искушений, когда мы уже расслабились и уже отпали от христианского отношения к действительности, — то бывает легче обратиться к святым. И вот всегда наготове святитель Николай, поэтому и особые праздники ради него совершаются святой Церковью.

Аминь.