Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Св. Иоанна Шанхайского мы так называем по месту его первой кафедры; св. Иоанн вывез из коммунистического Китая 4 тыс. человек паствы и убедил парламент США изменить закон так, чтобы принять их всех; Иоанн Шанхайский относится к тем святым, кто особенно наглядно показывает нам, что молитва имеет силу; мы не должны сомневаться, что Господь слышит наши молитвы, хотя бы мы и были людьми грешными; в своей миссионерской деятельности св. Иоанн обращался как к людям, считающим себя православными, но не живущим православием, так и к внешним по отношению к православию людям; православие – это только когда постоянная жизнь по заповедям, с покаянием, с подготовкой к исповеди, с регулярным причастием, с соблюдением всех постов; главная проповедь православия — самим жить православно.

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память самого почитаемого святого русского зарубежья, едва ли не самого почитаемого святого ХХ века, не только в русской Церкви, но и во всем православном мире — Иоанна Шанхайского.

Мы называем его Шанхайским по месту его первого епископского служения, первой его кафедры. Точнее, это был титул викарного епископа в Шанхае среди русской эмиграции. После того, как в Китае пришли к власти коммунисты в 1940-е годы, он был единственным архиереем русской зарубежной Церкви, который отказался подчиниться, не поверил заверениям советского правительства о том, что будет всякая свобода для Церкви и что с бывшей русской эмиграцией будет все хорошо.

Большинство эмигрантов поверило в это, в том числе и церковных, а он не поверил, и четыре тысячи человек паствы были им вывезены из Китая “куда глаза глядят” — их было просто некуда вывозить. В результате они обосновались на одном из необитаемых Филиппинских островов, а обитаемым он и не мог бы быть, потому что периодически подвергался цунами, которые все смывали.

Вся эта толпа народа пребывала несколько месяцев в очень плохих условиях, самое главное, с опасностью для жизни под угрозой цунами, пока некуда было переместиться. Но цунами не произошло, а Иоанн Шанхайский тем временем хлопотал о том, чтобы им найти постоянное жилье, и лучшим местом была бы Америка. Но в Америке действовал закон, который не позволял принять в страну такую толпу эмигрантов. Тогда Иоанн Шанхайский поехал в Конгресс США, где его приняли. Он там выступил и убедил изменить закон. Закон специально после этого случая был изменен, а вся его паства переместилась в Соединенные Штаты Америки. Но сам Иоанн Шанхайский еще долго оставался в Западной Европе, где положил много миссионерских трудов, и только в конце жизни был переведен в Сан-Франциско, там и закончил свои дни.

Этот святой носил имя Иоанна, конечно, не в последнюю очередь, в честь хоть и не прославленного тогда официально, но, безусловно, очень почитавшегося Иоанна Кронштадского, потому что если кто-то из святых бывших после Иоанна Кронштадского был на него как-то похож, то больше всего и с наибольшим отрывом был именно Иоанн Шанхайский. И он тоже, подобно Иоанну Кронштадскому, помогал всем людям в тех бедах, которые их встречали.

Это были специфические беды людей, оказавшихся в эмиграции, но и не только они, потому что помощь была его так же и в болезнях. Действительно, многие люди получали по его молитвам исцеления, и, конечно, не все, но многие после этого исправляли свою жизнь, она становилась более христианской. К чему же это может нас сегодня наставить?

Прежде всего, Иоанн Шанхайский относится к тем святым, кто особенно наглядно показывает нам, что молитва имеет силу. Пусть мы даже весьма греховные люди, но если мы все-таки стараемся быть христианами и все время молимся Богу о том, чтобы нам всегда быть христианами, чтоб нам от Церкви не отпадать и в ней становиться лучше, то тогда и на те конкретные молитвы, которые мы устремляем к Богу в связи с нуждами нашей собственной жизни или нуждами наших близких, в том числе и близких в христианской жизни, которых мы можем даже и не знать, Он тоже будет на них отвечать.

Необязательно ответом Бога будет какое-то чудо, хотя по временам и такое будет совершаться, но непременно наши обстоятельства и обстоятельства людей, о которых мы молимся, Бог будет менять так, чтобы было на пользу им и нам на пользу. Вот в этом совершенно нельзя сомневаться. Об этом писал Иоанн Кронштадский, а Иоанн Шанхайский ничего такого об этом не писал, хотя время от времени об этом говорил, но своей жизнью он это показывал на очень и очень многих примерах.

Поэтому мы не должны сомневаться, что Господь слышит наши молитвы, хотя бы мы и были людьми грешными. Конечно, если б мы были святыми, то Бог слышал бы нас может еще лучше, но Он слышит всех, потому что невозможно представить себе, чтобы Бог чего-то не слышал. А если мы молимся о чем-то хорошим, пусть мы сами и очень плохие, то Бог обязательно хочет Сам это сделать, потому что с волей Божией согласно все, что хорошее. Надо никогда в этом не сомневаться, всегда об этом помнить.

Это – первое и самое яркое, чему научает нас жизнь Иоанна Шанхайского, но этим не ограничивается, конечно. Святой Иоанн Шанхайский очень хорошо нам показывает, и какое значение имеет миссионерство для православной жизни, и миссионерство это двоякое.

С одной стороны — по отношению к тем людям, которые вроде бы сами себя считают православными. Может быть, даже в какой-то степени они соблюдают обряды православной Церкви, но фактически это люди совершенно светские, не живущие церковными интересами, если исполняющие иногда обряды, то, толком ничего не понимая, делают это на всякий случай, а чаще всего даже и не делающие. Такие люди, конечно, являются объектом нашей миссии.

С другой стороны – это такие люди, которые по отношению к Церкви сами себя позиционируют как “внешние”, то есть сами не считают себя православными. Они либо просто ничего о Церкви не знают, так чаще всего бывает с ними, либо они что-то знают, но такое, что создает ложное и очень отдаленное представление. Фактически это тоже разновидность незнания, может быть даже еще худшая.

Вот первым людям, которые вроде бы православные, Иоанн Шанхайский показывает, что их ненормальная жизнь происходит именно оттого, что они сами вроде бы уже и знают, как им надо жить, что надо быть христианами, но этого не делают. Конечно, люди сами это замечают чаще тогда, когда приходят болезни илидругие какие-то несчастья, которые встречаются у нас самих или у наших близких. Это всем очень легко понять по собственной своей биографии.

Глядя на наш приход, тоже можно сделать такие выводы. Потому что наш приход существует в России, где люди в основном как-то тяготеют к православию, на вопрос “православный ты или нет?” в основном все ответят утвердительно. Но какое там православие? Прекрасно все знают, что никакое. Куличи на Пасху – это не православие. Даже прийти на Пасху в храм – это не православие. Поставить свечку и подать записку – все равно это не православие. Хотя последнее – дело хорошее, конечно, и нужное, но еще не православие.

Православие – это только когда постоянная жизнь по заповедям, с покаянием, с подготовкой к исповеди, с регулярным причастием, с соблюдением всех постов. И не надо думать, что раз пост не самая главная заповедь по своему содержанию, то не так уж важно ее соблюдать. Наоборот, если ты не соблюдаешь даже пост, одну из самых простейших заповедей, то тем более ты не будешь соблюдать более сложные заповеди, не говоря уж о таких высоких материях, как любить ближнего или хоть как-то его терпеть.

Что касается людей, которые совершенно далеки от православия, то в нашей современной действительности таких тоже немало. Среди людей, которые живут не в России, а в каких-то других частях бывшей Российской Империи или вообще заграницей, тем более, много тех, которые о православии не знали. Им тоже надо проповедовать о православии.

Главная проповедь и самая первая, без которой вообще ничего остального не будет, заключается в том, чтобы нам самим жить православно. Если мы сами будем жить православно, то люди, которые нас наблюдают изо дня в день, заинтересуются, почему мы живем как-то по-другому. Им тоже захочется так жить. Сначала им захочется узнать, в чем же наша жизнь состоит. С этого и начинается по-настоящему православная проповедь.

Поэтому будем стараться сами жить православно. Тогда люди, которые по разным причинам сами так не живут, будут как-то подтягиваться к нам или интересоваться нашим примером, по крайней мере, обращаться к нам тогда, когда у них возникнет в жизни какая-то ситуация, с которой они не будут понимать, что делать, вроде какого-нибудь несчастья. Тогда мы можем им помочь, даже если до этого мы помочь им никак не могли.

Будем стараться помогать другим, а этим самым будем помогать себе. И наоборот, тем, что мы будем помогать себе в смысле христианства, мы будем помогать другим. Здесь не может быть иначе: что помогает нам самим, то помогает и другим.

Будем молиться так, как молились Иоанн Кронштадский и Иоанн Шанхайский, будем молиться им самим, и они будут нас всячески назидать, и через свои жизненные примеры, через свои писания, и больше всего, конечно, непосредственно через свою помощь, которая по молитвам к ним будет нам обязательно даваться.

Аминь.