Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память жен мироносиц, и это особое воспоминание воскресного дня, который идет вскоре после Пасхи. Как в Фомину Неделю мы вспоминали то событие, которое связано с Пасхой, и которое произошло как раз на восьмой день после Пасхи, так теперь мы вспоминаем те события, которые произошли в самый день воскресения. Просто их так много, что если мы хотим их перебрать по отдельности, то для  этого устанавливаются в послепасхальный период отдельные празднования.

Почему мы почитаем жен мироносиц? Много об этом было сказано, и если немножко только дополнить, то можно сказать вот почему: потому что этих женщин было довольно много, которые, так или иначе, участвовали в жизни общины Иисуса. Из них многие, но вряд ли все были мироносицами в буквальном смысле слова — то есть пришли на гроб, неся миро, — потому что все вряд ли смогли бы прийти такой большой толпой, но, в любом случае, мы сейчас празднуем память даже и тех, кто не пришел. Причем, еще в Византии было так, что все женщины, которые помогали этой общине, сегодня воспоминаются. Почему?

Конечно же, отчасти и потому, что они были в этой общине с начала, что это первые ученики, только в данном случае женского пола, то есть ученицы Иисусовы, и всех их мы должны, так или иначе, почитать. Но есть еще особая причина, почему именно сегодня. Потому что именно через них особенно распространялась проповедь Евангелия. Особенно это происходило тогда, когда надо было создать первый, главный очаг верующих в самой Иудее. Без женщин это было бы невозможно.

И если мы вспоминаем какое-нибудь наше время, нашу современность или совсем недавнее советское прошлое, то там мы видим значение именно женщин, которые так между собой передавали сведения о  Христе. Они перевозили Причастие в Катакомбной Церкви – это только женщины делали, и, как правило, накрашенные, то есть максимально нецерковного вида, потому что это все было очень опасно. Это роль женщины традиционная — служить в хорошем смысле слова «сарафанным радио», и уже в самой общине учеников Иисуса так было. Сегодня их память мы и совершаем.

А если извлечь из этого уроки для современности, то мы сразу можем понять, какое «сарафанное радио» хорошее, а какое плохое. Хорошее – понятно какое, — которое позволяет что-то узнать полезное. Не просто узнать то, что, если бы не узнали, то и хорошо, лучше бы им этого и не знать, а именно что-то для них полезное. А, конечно, в жизни у нас бывает иначе. К сожалению, это касается и православных приходов – тоже бывает иначе.

«Радио» работает на полную катушку, мощность такая, что, дай Бог, хоть как-то подкрутить, чтобы убавить, но транслирует оно совсем не лучшее, а худшее. Но это вообще особенность людей, когда люди собираются в какую-то группу, то если их предоставить самим себе, то они просто будут заражать друг друга своими инфекциями. То есть они будут объединяться в том, в чем легче. А легче всегда в худшем, а не в лучшем.

Поэтому если на организацию подобных процессов махнуть рукой, то они организуются сами, и не только не наилучшим, но заведомо наихудшим способом. А надо специально прилагать усилия для того, чтобы общение происходило в тех пределах, в каких оно полезно, и чтобы рассказы «сарафанного радио» были только в хорошем смысле слова.

Поэтому это касается, конечно, каждого человека, по крайней мере, за собой следить должен каждый. Это тот минимум, от которого не уйти никому, хотя и хочется от него уйти. Вот о чем не надо особенно говорить? Во-первых, не надо обсуждать чьи-то недостатки, несмотря на то, что эти недостатки могут быть самыми резкими и самыми ужасными. Есть только одна ситуация, когда надо обсуждать: когда ты обсуждаешь с тем, кто должен принимать какие-то действия, когда это нужно по работе.

Если же  тот человек, с которым ты разговариваешь, сам не должен ничего предпринимать по работе с этим «носителем недостатков», или ты должен по работе принимать решения и ищешь, с кем посоветоваться, но в данном случае ты и не советуешься – так и молчи. Потому что ну мало ли какие очевидные недостатки? Ну, повозмущаемся мы вместе – возникнет такое чувство общности, и мы будем дружить против этого человека, у которого такие яркие недостатки. Этого быть не должно, это как раз очень плохо.

Надо усвоить это: не говорить ни о чьих недостатках без практической очень жесткой необходимости, когда действительно надо что-то делать.  Это-во-первых.

А во-вторых — хотя пунктов здесь может быть очень много, но я ограничусь двумя, чтобы легче было запомнить, — это вообще не высказывать своего недовольства, своего дурного настроения. Если у меня дурное настроение, то это типа того, что у меня чесотка или что похуже. Но это совершенно не повод для обсуждения. Если ты сам не справляешься, то пойди к доктору. Доктор, конечно, может быть любой ближний человек, но не совсем любой, а  тот, кто обладает такими способностями хотя бы в твоем предположении. Но просто рассказать о чесотке потому, что у меня чешется – это никогда нельзя делать.

Кстати, это относится не только к поведению в личных разговорах, но это относится, может быть, даже и в большей степени, к поведению в социальных сетях, в интернете. Там стандартные темы постинга «Я чем-то возмутился»  и «Я хочу дружить с кем-то против кого-то», потому что вот они плохие, а мы хорошие. То есть консолидация некоторой общности. Конечно, эта общность очень легко консолидируется, но никогда не бывает христианской. А если консолидация происходит на почве христианства, то тогда еще хуже – получается псевдо-  и, следовательно, анти-христианской.  Это нехорошо.

Поэтому будем говорить что-то полезное. Чаще всего сказать полезного нам совершенно нечего, поэтому будем молчать, не будем говорить бесполезное. Вообще говоря, можно и книжку почитать: даже в том же самом интернете – есть чем заняться, если не болтать так долго. Наконец, можно даже спать – иногда спать полезнее, чем говорить.

Аминь.