Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем Крещение Господне, хотя праздник Богоявления в тех иудейских общинах, к которым принадлежали первые христиане, может быть, существовал еще раньше, чем произошло это Крещение. Как бы то ни было, сегодня мы вспоминаем и то событие, которое произошло на Иордане, когда Господь крестился.

Что было в этом событии самым важным? То, что Господь был впервые засвидетельствован народу как Мессия. Это произошло не в каких-то чудесах, которые Он потом совершал, а именно в этот момент. До этого были разные события, которые могли навести на эту мысль, и были даже такие события, которые прямо об этом говорили, но были они для очень немногих, и о том, что видели, свидетели этих чудес никому не рассказывали. Такими свидетелями были пастухи и волхвы при Рождестве, и потом были свидетели того случая, который описывается в Евангелии, когда Он в двенадцать лет остался в храме, но это все не было широко известно народу. А народу Он явился именно на реке Иордан. И после этого начинается Его публичное служение, чудеса различные, воскрешение Лазаря, а еще дальше крестная смерть и Воскресение.

Может быть, это странно и удивительно, что так получилось, но нечто подобное происходит и в наше время. Потому что сейчас есть еще очень много людей, которые в церковь приходят впервые или исключительно только в тот день, когда освящается вода – приходят за святой водой. Получается, что, как и при Крещении Господнем эти люди впервые встречаются со Христом. Те, кто исторически присутствовали при Крещении, тоже ведь мало что поняли тогда. Примерно то же самое происходит и сейчас. Но какое было тогда начало, кто что понял?

Там были ученики Иоанна Предтечи, которые потом стали апостолами. Наверняка были другие люди, которых мы по именам не знаем, потому что Евангелие не ставит своей целью про всех рассказать. Так же и сейчас: те, кто приходит получить святую воду, могут получить только воду и ничего больше. И тогда окажется это приобретение бессмысленным или даже вредным иногда, но я уж не буду пугать. Но если человек приходит с верой какой-то, то обязательно она будет увеличиваться. Сначала будет вот такой первый шаг – прийти раз в год за водой. А второй шаг будут заключаться в том, чтобы привыкнуть молиться дома, хотя бы употребляя эту воду. Пьем воду, окропляем места, где живем и работаем – это все хорошо, и это уже молитва, и это второй шаг.

А третий шаг – это когда у нас нет никакой воды, мы ничего с ней не делаем, а мы все равно молимся – такое ведь тоже должно иногда происходить. А четвертый шаг будет иметь смысл, когда мы молимся, живя дома, идя по улице, делая свою работу. И вот тогда мы уже приходим в церковь, когда там никакой воды не дают.

Вот тогда будет уже какое-то подражание в нашей сегодняшней действительности тому, что произошло исторически при Крещении Господнем. А сейчас все берите воду, пожалуйста. Пусть она всем будет на пользу телесную, но прежде всего – духовную.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)