Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца,и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня память одного из самых почитаемых бессребреников — святого великомученика Пантелеимона. К нему мы чаще всего обращаемся за исцелениями в различных телесных недугах. Конечно, когда мы молимся к Господу, обращаемся к святым, особенно к святому Пантелеимону и другим мученикам и бессребреникам, безмездным врачам, то мы получаем исцеление или облегчение от наших физических болезней, но это происходит в связи с нашим духовным состоянием, или наоборот – не происходит.

Наши болезни появляются тоже в зависимости от нашего духовного состояния. Чаще всего, как выражаются в народе не совсем точно, “за грехи”. Почему это не совсем точно? Потому что обычно все, что проявляется, все, что происходит, оно не столько “почему”, хотя и “почему” тоже, сколько “для”. Для чего? Для нашего исправления.

Поэтому если мы Богу и Его святым молимся о том, чтобы мы получили исцеление или облегчения нашего физического состояния, и если мы молимся разумно, то мы имеем в виду одно – чтобы исправилось наше духовное состояние, чтобы мы скорее усвоили тот урок, который необходимо было усвоить, ради которого преподавалась нам эта болезнь.

Болезнь – это отъятие здоровья. А отъятие здоровья – это ограничение каких-то наших возможностей: что-то делать, о чем-то думать даже, и много чего еще. И вот зачем нам надо ограничивать нашу возможность? Очевидно, для того, что мы неправильно ими распорядились бы, или просто они нам не нужны. Но, скорее всего, если что-то нам ненужное у нас есть, и мы как-то распоряжаемся, то мы распоряжаемся неправильно.

Для того, чтобы распоряжаться всем правильно, иногда надо и ограничиться. Подобно тому, как еда нам необходима, но нам нужен пост. Так же и в деятельности – она необходима, но в ней тоже нужен какой-то пост. В чем-то свою деятельность надо ограничивать, даже если мы здоровы, а чего-то вообще никогда не нужно делать, потому что это плохо. Или, может быть, это не плохо, но неполезно лично для нас, а для других может быть и полезно.

И вот если мы в этом отношении как-то не хотим исправиться, а в то же время мы молимся о спасении нашей души, то мы получаем то, что полезно для спасения нашей души. То есть какие-то болезни, которые нас как-то ограничивают. В таких случаях если мы молимся к святым об исцелении, то тем самым мы молимся не о том, чтобы они нас исцелили физически, а о том, чтобы физически мы продолжали болеть, потому что мы не выдержим того искушения, которое получим, если будет у нас много физических возможностей.

Поэтому бывают всякие другие физические ограничения, аналогичные болезням. Например, лишение свободы в той или иной форме. Это тоже болезнь, только наложенная извне для того, чтобы человек не мог делать то, чем он бы занимался, и для того, чтобы он смирился.

Так же и все болезни – для того, чтобы мы смирились. Поэтому мы молимся для того, чтобы нам исцелиться, прежде всего, от нашей гордости, несмирения и прочих грехов. И болезни, и исцеления служат одному и тому же — спасению нашей души. Этому служат и те исцеления, которые подаются в Церкви через молитвы святым.

Поэтому обращаясь и продолжая обращаться к святому Пантелеимону, мы все время обращаемся об исцелении как телесном, так и душевном.

Аминь.