Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Св. Иоанна Кронштадтского почитают во всем мире и не только православные христиане; некоторые неправославные, получив исцеление по молитве св. Иоанна, становились православными; могила в Иоанновском монастыре и квартира в Кронштадте — два основных места в Санкт-Петербурге, связанные со св. Иоанном; Иоанн Кронштадтский описывает, как надо молиться, чтобы молитва была действенной, как иметь дерзновение в молитве; Бог не может повлиять на свободную волю человека; молитвы могут не сбываться тогда, когда может не сбыться сама воля Божия; наша молитва состоит в том, чтобы наша воля стала проводником для воли Божией; поучения св. Иоанна Кронштадтского о молитве обустраивают совершенно другие отношения с Богом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы совершаем память особо почитаемого в народе святого — Иоанна Кронштадтского. Он почитаем не только в нашем городе, где проходило, в основном, его служение, но и во всем мире. Он почитаем, причем, не только среди русских людей, но и среди всех вообще православных христиан, к какой бы нации они не относились. И даже, если это может в какой-то степени служить памяти почитания святого, среди многих неправославных.

Так как его служение проходило среди людей, то плоды его собственной духовной жизни хотя бы отчасти были заметны самым разным людям, самого разного отношения к религии. Хотя, в основном, конечно, это были люди более или менее номинально православные, но ничего о православии не знавшие.Но подчас это были и католики и лютеране, которых было немало в Петербурге, и даже мусульмане, потому что он приходил ко всем и всем старался помочь, чем было возможно. Помогал и материально и, прежде всего, конечно, молитвой.

И бывало, что по его молитвам исцелялись люди, которые к православной церкви имеют только формальное отношение, значит, по сути, они еще хуже тех, кто даже формально никакого отношения к ней не имели или те, кто даже внешне к ней не принадлежал. И в некоторых случаях, — очень характерно, что в некоторых случаях, а не в большинстве случаев, и, тем более, не во всех, — эти люди, которые таким образом получали исцеление по молитве св. Иоанна Кронштадтского, становились православными и исправляли свою жизнь, а многие не исправляли свою жизнь, или даже злоупотребляли той материальной помощью, которую от него получали. То есть свобода воли никогда не насилуется, а по статистике понятно, что свобода воли в большинстве случаев абсолютно в любой выборке людей будет направлена не на благо, а на зло.

Но, тем не менее, такая помощь, полученная от Бога через его молитвы, давала людям шанс: независимо от того, какие раньше были отношения с религией и с какой именно религией у этих людей, они могли обращаться к православию. Вот в этом причина известности и почитания Иоанна Кронштадтского еще при жизни и сразу после смерти. А что дает нам это почитание сегодня? Ведь сегодня мы не можем пригласить его в дом, прийти туда, где он служит, и его о чем-то попросить.

Но, во-первых, даже если говорить о том, можем мы или не можем к нему прийти, то было бы неправильно считать, что мы не можем к нему прийти. Мы можем прийти к его могиле, хотя мощи там находятся где-то в глубине, они не обретены, возможно, они даже и потерялись во время советской власти, трудно сказать. Но, по крайней мере, есть место на карте города, которое отмечено как место его захоронения и, может быть, мощи там находятся на самом деле. Есть еще и другие места, связанные с ним. Прежде всего, это квартира, в которой он прожил всю свою жизнь, по крайней мере, всю свою жизнь в качестве священника, в Кронштадте. Раньше Кронштадт был закрытым городом, а теперь туда легко можно попасть. Это легко именно от северной части города, где мы находимся. Можно там к нему обратиться. Но, самое главное, к Иоанну Кронштадтскому, как и ко всем святым, можно обратиться во всяком месте, независимо от расстояния. А какой смысл нам обращаться именно к нему?

Иоанн Кронштадтский в своих писаниях очень ясно научает нас, как нужно молиться. Причем, он описывает такие веши, которые в Средние века люди тоже знали и тоже этому учили, но учили обычно не в письменной форме, а учили передачей какого-то живого опыта. А по мере того, как живого опыта становится меньше, появляется больше нужды этот самый опыт записывать. И вот там описаны самые элементарные, можно сказать, вещи, как молиться, чтобы молитва была действенной, чтобы получить то, что мы просим в молитве, но и чтобы просить то, что нам полезно.

И вот, действительно, он говорит, что если молиться внимательно о чем-то полезном для нашей души, хотя бы с нашей точки зрения полезном (понимая при этом, что мы, конечно, можем и ошибаться, что полезное для нас или для другого человека, о котором мы молимся, состоит именно в том, а не в этом), то тогда надо веровать, что это сбудется, и это обязательно сбудется и сбывается. Возможно, это сбудется не в том именно виде, как нам представлялось заранее, но сбудется именно так, как будет полезно. И вот такое дерзновение в молитве, которое имел он сам и которое он преподает в этих наставлениях, оно сбывается и в нашей жизни.

Но, конечно, есть вещи, которые не сбываются даже тогда, когда о них молимся не мы, а святые, и есть даже такие вещи, на которые не может повлиять сам Господь Бог. Это вещи, которые касаются чьей-то воли. На чью-то волю, чтобы она изменилась ко благу, Господь влияет различными способами, у Него их очень много. У нас их мало, но тоже какие-то есть, мы можем их использовать и должны. Но мы не можем сделать так, чтобы вместо этого человека сделать свободный выбор. Такого способа повлиять на свободу воли, чтобы ее отнять, чтобы она перестала быть свободной, нет ни у кого.

Господь создал человека таким, что таким образом на него никто не может повлиять. И Он сам тоже не может. Поэтому существуют такие вещи, которые зависят от произволения других людей, и огромная череда всяких жизненных обстоятельств, которые могут быть так или иначе связаны с их произволением. В отношении их могут не сбываться наши молитвы, потому что в их отношении может не сбываться сама воля Божия, к сожалению. Потому что мы знаем, что Бог не хочет, чтобы ни один человек отпадал от церкви или от вечной жизни. Воля Божия не сбывается даже тогда, когда мы совершаем какой-либо грех. И вот здесь единственная ситуация, когда молитва не может быть эффективной.

А во всех остальных случаях надо именно молиться и понимать, что та реальность, которая создается с участием нашей молитвы — это та реальность, которую непосредственно творит Бог, с участием нашей молитвы. Потому что через нашу молитву, если она христианская, то есть если она правильная, совершается только воля Божия. Потому что наша молитва состоит как раз в том, чтобы наша воля стала проводником для воли Божией, чтобы самоволие наше устранялось.

А воля Божия творит мир. Если она творит мир, то не может быть ничего, что ей как-то сопротивляется или противостоит. Хотя и неизбежно в мире зло, пока существует этот мир, и есть у него пределы, которые определяются свободным выбором каждого из людей. Но в том, что касается воли к добру, всегда обязательно сбывается воля Божия, а, в конечном счете, она сбывается и в отношении судеб всего мира. И вот этому нас учит, не в теории, конечно, а, больше всего, на практике, Иоанн Кронштадтский.

Достаточно прочитать несколько его поучений о молитве, взятых произвольно, и как только мы начнем их применять в своей жизни, так они станут менять нашу жизнь совершенно практически. Так можно убедиться, что он обустраивает совершенно другие отношения с Богом, нежели могли бы быть, если бы мы этого не знали, и нас бы никто из других святых этому не научил.

Так что будем подражать ему в жизни, а чтобы нам это лучше удавалось, будем стараться праздновать дни его памяти, как можем, чтобы по возможности собираться в эти дни в церкви и причащаться святых Христовых Таин.

Аминь.