Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

История праздника. Праздник начала Церкви Господней. Чтобы понимать правильно Новый Завет, надо понимать Ветхий. Как исполнялись на Христе ветхозаветные пророчества. Обетования Господни в нашей жизни могут исполниться самым неожиданным образом, а вовсе не обязательно так, как мы этого хотим.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем совершенно особенный праздник, смысл которого очень многими православными христианами утерян и утрачен. Это праздник, который всегда бывает в ближайшее воскресенье после Рождества, — праздник в честь святых Иосифа Обручника, а самое главное, праздник в честь Давида-царя и Иакова, брата Господня. Этот праздник стал совершаться после Рождества Христова тогда, когда в Иерусалиме (это уже было в VI веке, т.е. довольно поздно) установили праздновать Рождество Христово 25 декабря, так же, как в других местах. А до этого века до IV никогда не праздновали Рождество Христово 25 декабря, а праздновали его в один день с Богоявлением; это были не два праздника, которые сейчас образуют длинный период Святок, а всего один праздник. Но в IV веке христиане уже всюду стали праздновать отдельно Рождество Христово, и вот мы читали слово святителя Григория Богослова, сказанное на этот праздник в Константинополе; но в Иерусалиме все равно не праздновали отдельно до VI века, а 25 декабря там отмечали свой совершенно особый праздник, тоже связанный с Рождеством Христовом. И главным местом совершения этого праздника была святая гора Сион, а праздник был в честь Давида-царя и Иакова, брата Господня. Оба они были похоронены на горе Сион, и не случайно. До сих пор на горе Сион есть такое место, которое называется “могилой Давида”, хотя, разумеется, сейчас там никаких останков его уже нет, т.е. эта могила просто символическая, преемствует с теми еще дохристианскими временами, когда там действительно была настоящая могила.

Почему же это так? Почему эти святые празднуются в один день? Потому что царь Давид основал Иерусалим как Святой Город, т.е. он взял это поселение, где издревле был какой-то город, и сделал его столицей будущего ветхозаветного царства и, самое главное, тем городом, в котором должен был быть построен Храм. Только Господь сказал, чтобы Давид сам этот Храм не строил, и Давид только собрал для него материалы, а сам Храм построил уже царь Соломон. Но тем не менее, основателем Сиона таким образом стал царь Давид. И наше почитание Сиона, почитание того Храма, который прообразовал нашу Церковь, все равно связано с царем Давидом. И с этим же связано почитание святого Иакова, брата Господня. Потому что когда в Иерусалиме уже сложилась христианская община, то во главе ее стал епископ, и первым из ее епископов был Иаков, брат Господень, который не входил в число Апостолов, а входил в число так называемых братьев Господних по плоти. Строго говоря, они не были братьями Христа по плоти, но с точки зрения житейского родства они таковыми считались, потому что это были сыновья Иосифа от первого брака. То есть Иосиф взял в жены Деву Богородицу, будучи вдовцом и имея несколько детей, которые все были старше Господа и постепенно стали все христианами. И именно из этого рода были избраны первые епископы Иерусалима: сначала старший брат Иаков, а после его мученической кончины — следующий по возрасту брат Симеон стал епископом Иерусалимским. Поэтому в лице Давида-царя и Иакова, брата Господня, мы празднуем начало ветхозаветного и начало новозаветного Сиона. А празднуя начало Сиона, мы празднуем начало Церкви Господней.

И вот, надо поэтому все время понимать, что Церковь наша это Церковь сначала ветхозаветная, которая потом преобразилась в новозаветную. Но преобразилась она не просто так, а потому что об этом были пророчества — те пророчества, которые в большом количестве читаем в дни праздников Рождества Христова и Богоявления, — те пророчества, которые говорили, что этому надлежит совершиться. И вот, оно совершилось, и ветхозаветная Церковь преобразилась в новозаветную.

Исторически это было так, а в жизни каждого из нас тоже мы сначала должны быть под законом, хотя и не в таких формах, как это было до пришествия Христова, а потом уже мы сможем принять благодать. И вот поэтому нам надо читать и понимать не только Новый, но и Ветхий Завет. Да и сам Новый Завет написан так, что по-настоящему его можно понять, только понимая Ветхий Завет. И это дает совершенно другое понимание. И вот, примером этого понимания Нового Завета, когда ты понимаешь, как читаемое место связано с Ветхим Заветом, служит то евангельское чтение, которое мы сегодня слышали. Я из него приведу только один отрывок, а вообще их там много, и все это чтение построено на пророчествах о Христе. В частности, там говорится, что Иосиф, когда он возвращался из Египта, принял во сне откровение и не пошел в Иудею, где царствовал сын Ирода, — не потому, что сын Ирода пытался разыскать Младенца Христа, а потому, что просто была такая опасность. И Иосиф по откровению пошел в местность, где был другой управляющий, в город Назарет. Вот, казалось бы, такая житейская мотивировка. Что здесь особенно удивительного? А дальше Евангелие объясняет, что это было не просто так, а промыслом Божиим это устроилось, чтобы исполнилось одно пророчество о Христе: “яко назорей наречется”, — т.е. что Он назовется назореем. Но назорей это совсем не житель города Назарета. Название города Назарет не имеет никакого отношения к ветхозаветному термину “назорей”. Назореем в Ветхом Завете назывался человек, посвященный изначально Богу. Эти люди в чем-то были похожи на монахов. Вот Иоанн Креститель был в чем-то похож на назорея; но Христос по Своему образу жизни никогда не был похож на назорея, за исключением того, конечно, что Он тоже был посвящен Богу и не имел семьи. Но, например, Он пил вино, а назореям это запрещалось; то есть специальных обетов назорейства Христос не соблюдал. И само это слово никак не связано с названием города Назарет, но просто созвучно. Но вот, в Евангелии говорится, что таким образом исполнилось пророчество: “яко да назорей наречется”. И мы могли бы подумать, читая это пророчество буквально, что Христос будет каким-то вот таким подвижником, и тогда мы должны были бы думать, что Христос — это Иоанн Предтеча, это было бы более похоже на правду. Но оказалось, что все это исполнилось как-то вот не так.

И такого много в Евангелии. Например, в другом месте говорится, что Христу во время распятия не перебили голени, как это делали с казненными, чтобы исполнилось писание: “Кость да не сокрушится от него”. А что это за писание? Где это такое сказано? Это сказано, вообще говоря, в кулинарном рецепте — в Книге Исход, там, где объясняется, как нужно готовить пасхального агнца. Но это ритуальная пища, т.е. там все символично. И там говорится, что нельзя при приготовлении этого агнца как-то дробить его кости. И это исполняется на Христе, для того чтобы вот по таким мелочам исполнилось очень много разнообразных пророчеств о Нем. Чтобы буквально все до мелочей, что говорилось о Мессии в ветхозаветных пророчествах и в богослужебных ритуалах, постепенно исполнилось.

И вот, так же мы, христиане, должны наблюдать за своей собственной жизнью. Бывает, мы все ждем, что Господь нам даст то, что Он вроде бы обещал, в той форме, в которой мы этого хотим. А в результате мы пропускаем то, что Господь нам уже дает. Есть даже такой анекдот о человеке, потерпевшем кораблекрушение, который схватился за какую-то дощечку и плавал на ней. Он был очень верующим, в отличие от бывших с ним на корабле. Они все спасаются, кто на лодках, кто на чем, проплывают мимо него и предлагают его забрать с собой, а он говорит: “Нет, нет, меня Господь спасет!” Так вот он, естественно, и утонул и на том свете спрашивает у Бога: “Что ж Ты меня не спас?” А Господь ответил: “Я же тебя спасал: лодки посылал!” Просто человек считал, что Господь должен был его спасти каким-то особенным способом. Но на самом деле мы должны принимать те способы для спасения, которые нам Господь дает, для того чтобы вообще делать все, что касается спасения нашей души, чтобы исполнять все заповеди. Мы должны быть к этому внимательны. И действительно, название города Назарет, например, существовало для того, чтобы исполнилось совершенно неожиданным образом пророчество о том, что Христос наречется назореем. И вот, так же неожиданным образом могут исполниться данные Господом обетования в жизни совершенно каждого из нас.

Мы никогда не должны думать, что Господь нас оставил, что Он не подает нам избавления. Обязательно подает, но есть тут два “но”. Во-первых, нужно наше терпение, нам нужно ждать. Потому что Господь сказал, что Он нас спасет и избавит, но не сказал, что Он это сделает тотчас. Потому что нам полезно терпеть какие-то испытания. Иногда это бывает тотчас, но как правило, избавление наступает через некоторое время, чтобы мы успели подумать о нашей жизни. И второе “но” — избавление бывает не в той форме, в какой мы его ждем, а в той, какую изберет Господь, которая наиболее эффективна. И промысел Божий знает такие способы, о которых мы даже не можем помыслить. Поэтому если мы будем открыты к тому, чтобы все время принимать волю Божию и не навязывать ситуации нашего знания того, “как должно быть” (это и людям нехорошо навязывать, а тем более Богу), тогда, конечно, Господь нас спасет. И тогда мы не уподобимся тому человеку, который все ждал какой-то им самим придуманной помощи Божией и не дождался, но не Господь был в этом виноват. Аминь.