Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Рождество Христово, которое мы сегодня уже начали праздновать, это один из крайне немногих дней в году, может быть, всего лишь двух или трех, когда в Церковь приходят те, кто обычно сюда не приходят, и когда празднуют те, кто обычно ничего не празднует из христианских праздников и ничего о них не знает даже. Но про Рождество Христово что-то знают все.

Конечно, мирской обычай праздновать, к сожалению, даже и Рождество Христово, и, к еще большему сожалению, укоренившемуся даже и между христианами, таков, что лучше бы люди, которые ему следуют, вообще не знали о существовании этого праздника, чтобы не оскверняли молитвы таким празднованием, и, тем более, не участвовали в богослужении, не причащались бы. Потому что такой обычай – это самое настоящее богохульство.

Самый плохой способ что-то отпраздновать – это перепить алкоголя. Второй способ в этой же категории – это объесться. Женщинам больше свойственно объесться, причем здесь та же зависимость – зависимость алкогольного типа. То есть это делается для того, чтобы отдохнуть, чтобы снять стресс, чтобы был всплеск эндорфинов, вообще почувствовать счастье. Для этого женщины едят, а мужчины для этого пьют.

Вот это все лишнее. И какие-то компании, гости – это тоже все лишнее. Надо никого не обижать, отказами, но и не соглашаться. Во-первых, лучше уж согласиться и не пойти, чем не согласиться и пойти. А что же такое надо делать?

Надо использовать эти дни для того, чтобы побыть в одиночестве, подумать и помолиться немножко. В жизни такого времени мало. Когда есть выходные, когда нам говорят словами псалма «упразднитеся и разумейте», то есть празднуйте, отдалитесь от обычной своей работы, то мы должны это делать для того, чтобы уразуметь. Прежде всего, уразуметь Бога, то есть помолиться, и задуматься о своей жизни.

Если кто-то еще не причащается, не исповедуется и не знает, что это такое, то самое время узнать – уже начать это делать, по крайней мере, исповедоваться можно начать. Если трудно, то надо настраиваться начать – ходить  в церковь, вообще задуматься о своей жизни, что в ней можно изменить к лучшему. Задуматься о том, почему у меня какие-то беды и неприятности происходят. Почему у меня пусть даже и не беды, а все получается не так, как надо в жизни.

Конечно, причина может быть какой угодно, но искать ее надо через одно – через самого себя, через то, что я сам делаю не так, как надо, что я сам делаю не по-христиански. Поэтому жизнь у  меня выстраивается плохо, потому что Бог меня не забыл, Бог мне напоминает, что так жить нельзя, чтоб я искал какой-то выход. И, потыркавшись во все внешние выходы, я понял, что есть только внутренний выход – в меня самого. Вот сейчас об этом надо подумать.

Кто может читать – я понимаю, что в наше время, не все могут что-либо читать, хотя все грамотные, — они могут почитать что-то святоотеческое, церковное, хорошее. Будет польза, конечно. Но самое главное, начать что-то делать, чего раньше не делали —  я имею в виду, конечно, что-то христианское. Или, если уже делали и оставили, то вернуться к этому делу снова.

То есть праздник – это способ изменить свою жизнь. Конечно, можно праздновать так, чтобы изменить ее к худшему, но нужно праздновать так – и должно, и можно, — чтобы изменить ее к лучшему. Это и надо постараться сделать. Это особенно относится к тем, кто в другие, не праздничные дни, в церковь особо не приходят или заходят, но не стоят на службах. И вот надо это время использовать.

Вот сколько раз повторил одно и то же, но, может быть, хоть один раз запомнится.

Аминь.