Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Что за святые сегодня празднуются. Догматическое значение праздника: связь новозаветной Церкви с ветхозаветной. Практическое значение: чтобы внутренне начать жить по Новому Завету, надо внешне исполнить ветхий Закон — заповеди о церковной молитве, постах и пр., — потому что без порядка во внешней жизни не будет порядка и в душе.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы празднуем память святых, которые принадлежали не только к новозаветной, но и к ветхозаветной Церкви, — святого Стефана, святого Никодима, упоминаемого в Евангелии, который был при погребении Господнем, попросив у Пилата тело Христа для погребения, а также святого праведного Гамалиила и сына его Авива. Гамалиил тоже вспоминается в Новом Завете, когда он, будучи членом синедриона, призвал своих собратьев не участвовать в гонениях на христиан, потому что их учение может быть от Бога; по церковному преданию, он потом обратился в христианство. Сын его не упоминается в Новом Завете, но и о нем есть церковное предание, что он вместе со своим отцом Гамалиилом обратился ко Христу, и они стали деятелями первой христианской общины Иерусалима вместе со святым Никодимом. Что касается святого первомученика Стефана, то вся его судьба рассказывается в книге Деяний Апостольских, и мы сейчас за литургией слышали основное из того, что там рассказывается. Эти люди почитались после их смерти, но, поскольку Иерусалим разорялся, и во времена гонений Церковь там не могла особенно процветать, постепенно их могилы пришли то ли в полное, то ли в почти полное забвение. Согласно рассказу об обретении их мощей в день сегодняшнего праздника, это забвение было полным; как было на самом деле, мы не знаем.

В конце IV века в Иерусалиме был замечательный святой патриарх Иоанн II, который наследовал святому Кириллу Иерусалимскому и позаботился о том, чтобы все наследство иудейской общины Иерусалима, следы которой в то время еще оставались в Иерусалиме (а следы ее деятельности более раннего времени там, конечно, были на каждом шагу), вполне интегрировалось в христианскую Церковь. И в 415 году произошло чудесное обретение мощей этих святых, которые были одними из самых главных фигур этой иудейской общины Иерусалима. И конечно, не случайно для обретения была выбрана дата 2 августа, т.е. сегодня. Хотя мы не можем точно сказать, но, скорее всего, это был какой-то праздник, вероятно, продолжение вчерашнего праздника. А мы помним, что вчера был праздник мучеников Маккавейских, один из древнейших церковных праздников и один из праздников ветхозаветных святых в Церкви Христовой. И то ли его продолжением, то ли аналогом в Церкви Иерусалимской (а сам праздник в честь мучеников Маккавейских пришел из Церкви Антиохийской) оказался сегодняшний праздник обретения мощей вот этих четырех иудейских христианских святых. И этот праздник показывал, что, конечно для Иерусалима было очень важно, и не только для Иерусалима, но и для всей Церкви Христовой, что новозаветная Церковь преемствует ветхозаветной Церкви, что христиане — новый народ Божий — это продолжение того народа Божия, которым был ветхозаветный Израиль, но не весь, а только в той его части, которая следовала указаниям пророков Божиих и Закона Моисеева, понятого не по букве, а по его духу, т.е. так, как Господь Сам его открывал и разъяснял. Таково догматическое, отчасти забытое значение сегодняшнего праздника.

Однако, как все, что существует в Церкви, этот праздник имеет не только общее догматическое значение, но и особое значение для каждого из нас. Потому что как для Церкви новозаветной был необходим Ветхий Завет — ведь именно для этой цели, для того, чтобы потом явилась новозаветная Церковь, Господь в свое время создал Церковь ветхозаветную, — так и в жизни каждого христианина есть Новый Завет, но ему предшествует Ветхий, и без исполнения ветхого Закона никто из нас, христиан, не может принять исполнение нового Закона. В чем же это заключается? В том, что мы, чтобы принять благодать Божию и действительно начать жить по евангельской любви, должны сначала исполнить Закон. Недаром Господь именно в этом смысле говорит в Евангелии, что пока не прейдут небо и земля, ни одна йота и ни одна черта не прейдет, не исчезнет из Закона. Хотя ясно, что по букве многие вещи отменились для христиан, но по духовной сути они по-прежнему нам необходимы. Потому что всем нам необходим какой-то житейский каркас. То есть мы должны исполнять какие-то заповеди не потому, что мы уже наконец-то поняли их смысл (к сожалению, это не так), а потому что, чтобы начать понимать их смысл, начать понимать волю Божию, мы должны начать не с чего иного, как с того, чтобы ее исполнять. То есть если мы знаем, в чем состоит воля Божия, хотя бы мы и не понимали, почему и зачем она состоит именно в этом (а даже если и понимаем, то недостаточно), мы должны ее исполнять. Для того, чтобы ее исполнять, нам и не надо понимать, почему она именно такова, а надо просто знать, что это воля Божия, а значит, мы должны ее слушаться. Прежде всего это относится к церковной дисциплине — и в смысле того, что мы должны молиться и ходить в церковь, соблюдать посты и т. п., и в смысле того, что мы должны исполнять заповеди в нашей повседневной жизни, в отношении к нашим житейским обязанностям, обязанностям по работе, обязанностям по отношению ко всем нашим ближним. Действительно, нам может и не хотеться чего-то делать, но мы обязаны себя заставлять — и молиться, и делать необходимую работу. Может быть, мы хотели бы пренебречь какими-то молитвенными правилами или какими-то обязанностями по отношению к ближним, но мы этого делать не должны. И если мы христиане, то мы либо себя заставляем исполнять то, что нас касается, либо, если мы видим, что мы этого не сделали, то мы в этом каемся и стараемся в дальнейшем это исполнять и постепенно исправляться.

Поэтому не надо думать, что не важны церковные правила, что не важны посты, что “главное, что в душе”, что неважно, насколько тщательно мы относимся к богослужению или к какой-то нашей повседневной работе. Потому что, конечно, действительно, главное то, что в душе, но оно будет зависеть прежде всего не от нашего желания, чтобы там что-то было, а от того, что мы делаем для этого. И если мы в своей внешней деятельности устраиваем беспорядок, то можно почти наверняка быть уверенным, что в душе у нас тем более будет беспорядок. Потому что навести порядок в душе гораздо труднее, чем во внешней нашей жизни. И если мы даже во внешней жизни не можем навести порядок, тогда и в душе тоже ничего не получится. К сожалению или к счастью, человек устроен так, что доступ к нему во внутреннее идет через внешнее. И потому для внешнего нужен Ветхий Завет, чтобы мы внутренне могли принять Новый Завет. А думать, что вот так мы просто возьмем и примем Новый Завет без всякого внешнего труда, — это просто прелесть и заблуждение. Другое дело, что по мере того как принимается Новый Завет, Ветхий Завет теряет несколько свое значение, поэтому Господь его в Евангелии подчеркнуто нарушал. Но во всем должна быть своя последовательность: сначала все-таки Ветхий Завет, а потом Новый. Потому христиане совершенно неотделимы от ветхозаветного Израиля и от иудео-христианской общины, с которой началась Церковь Христова, но в то же время мы должны помнить, что это именно те иудеи, которые не пошли с большинством своего народа, а пошли за меньшинством вслед за Словом Божиим и за действительным смыслом того, к чему призывали пророки. Аминь.