Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы читали Евангелие от Матфея, где говорилось о том, как надо подготовиться к посту. Специально в этот день такое чтение, чтобы нас подготовить. Что там сказано самое главное? Обычно обращают внимание на то, на что тоже надо обращать внимание – что не надо быть как лицемеры, которые всем своим видом показывают, что они постятся для того, чтобы иметь репутацию постящихся благочестивых людей. Это плохо. А как хорошо?

Хорошо вести себя так, как будто бы ты абсолютно не постишься. Поститься надо внутренне, а лицо должно быть веселое, умытое. Между прочим, в древнем иудейском представлении о посте следовало не только не умываться, а наоборот, посыпать себя пеплом, то есть грязью. А то, что в Евангелии сказано делать наоборот, это, конечно, вопреки обычаю – такой был благочестивый троллинг публики.

Посыпать себя пеплом, это все равно как менять одежду на траурную. Кстати, одежду тоже надо было менять на траурную. То есть вот в Евангелии был призыв к резкому нарушению принятых норм. И если мы христиане, то мы не должны свою внутреннюю жизнь внешне проявлять. А должна быть она именно внутренней. Как в другом месте про молитву сказано, что она должна быть во внутренней келье, в сердце, так и здесь говорится о посте. Это то, что из сегодняшнего чтения особенно запоминается и понятно.

Но начинается оно с другого, где говорится об оставлении грехов. Если мы хотим, чтобы Отец наш Небесный оставил нам грехи, то мы и сами должны оставлять грехи. Для чего мы постимся? — Как некоторое выражение нашего покаяния и некоторый способ его усилить. А для чего нужно покаяние? — Чтобы были прощены наши грехи. Но есть более предварительное и более важное условие – об этом говорится раньше. Оно связано с тем, как мы сами прощаем грехи кому-то другому, которые совершены в отношении нас.

Грех – это не обязательно плохой поступок по отношению к Богу. Может быть грех по отношению к человеку. Может быть, кто-то совершает грехи по отношению к нам. Вот тут очень важно – прощаем мы или нет. Если мы не можем кого-то должным образом возлюбить, или кто-то нам не симпатичен, или мы на кого-то просто злимся – это плохо само по себе, но еще не так плохо, что мы уже прямо не хотим простить кого-то за то, что он сделал в отношении к нам.

Если мы просто сами сталкиваемся с какими-то проявлениями несовершенства мира, в том числе, каких-то людей, которые что-то не то делают, то мы должны просто и спокойно понимать, что мы сами часть этого несовершенства, что мы никак не лучше, и радоваться случаю, что мы можем кого-то простить, что мы будем благодушно терпеть. Мы сами делаем какие-то плохие вещи по отношению к Богу, но и не только к Нему, а и к людям тоже, и нам это простится, если мы будем прощать. Если же мы прощать не будем, то все будет плохо.

Как это связано с постом? А так: если мы будем этим пренебрегать, но при этом будем поститься, то получится, что мы не исполняем то условие, которое предварительно для поста, без которого пост не имеет смысла.

Если сравнить пост с автомобилем, то пост – это что-то вроде двигателя, мотора, который крутит колеса. Конечно, если мы хотим куда-то уехать, то необходимо, чтобы колеса крутились. Но помимо этого, в автомобиле есть руль. Если его переклинит, то, может быть, нам лучше, чтобы колеса не крутились. Руль – это как раз то, что прощаем или не прощаем ли мы других. Это вообще отношение к гневу.

Поэтому надо понимать, что если мы начинаем не прощать других, считать себя такими правыми, и при этом начнем поститься, то будет то, что в церковной жизни мы встречаем обычно. То есть пока человек не постился, с ним как-то еще можно было взаимодействовать, а когда он начинает поститься, то он совершенно озверевает, и дальше уже надо ждать, пока он наестся. И вообще его лучше обходить. Вот я, например, такой. Поэтому деловые вопросы лучше не решать в разгар поста – это искусительно. Лучше подождать, когда будет настроение получше.

А от чего оно портится? Как сделать так, чтобы от поста оно улучшалось? Надо именно разобраться с тем, как работает у тебя руль. В Евангелии сказано, что, прежде всего, надо оставлять грехи тем, кто их имеет по отношению к нам. Конечно, кто-то нас может очень раздражать, кто-то даже может реально нам плохое что-то делать. Меня вот, например, может раздражать все подряд, но бывает, что действительно какие-то очень серьезные вещи против нас делают. Но все равно надо предоставлять суд Богу, самому ничего на себя не брать, всем желать добра, то есть спасения души – это единственное настоящее добро.

И поэтому обо всех надо молиться, а особенно о тех, кто нам чем-то не угодил. Тогда и пост пойдет более или менее на пользу. Но надо понимать, что руль всегда будет крутиться в разные стороны, и если хочешь быстро ездить, то надо уметь хорошо управлять. А если управляешь плохо, то ездить надо не так быстро. Это я говорю об интенсивности пощения. Скажем, если долго ничего не есть, то при плохом владении рулем очень высока вероятность того, что ты совсем озвереешь. А если не озвереешь, то все равно какое-то нехорошее воздействие поста на тебя будет.

И последнее, что я хотел бы сказать относительно поста. В пост запрещено употребление и алкоголя, за исключением субботы и воскресенья, но тоже в умеренных количествах. В неумеренных никогда нельзя. Вот на этой оптимистической ноте я и закончу. Всем желаю доброго и полезного поста.

Аминь.

епископ Григорий