Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Хотя Страшный Суд – это такое событие, которого еще не было, это не мешает Церкви совершать его воспоминание; в судьбе человека участвует не только то, что он сам делал, не только те люди, которые при жизни ему помогали и мешали, но еще больше участвуют в нем те, кто с ним связан в единстве Тела Христова; особенно нужно молиться о тех, кто уже умер, кто не может сам исправить поступками свою собственную жизнь; прежде всего в нашей собственной загробной участи нам помогает молитва о другом; Ксения Петербургская была святой, которая почиталась всем народом еще при жизни, потому что она всем помогала; св. Ксения вела образ жизни юродивой — она не только помогала и молилась, но и вела себя искусительно для других; своим поведением она обращала внимание на то, что настоящий ум не в том, чтобы уметь правильно сказать, не в навыках социальной коммуникации, а в том, чтобы понимать, что в жизни главное, понимать единое на потребу; мы должны подражать юродивым — не надо быть как все, не надо, чтобы люди про тебя думали, что ты здравомыслящий и вообще хороший; надо помогать окружающим нехристианам, чем мы можем, и если мы видим нуждающихся, то за них молиться; наша главная цель – не забывать Бога, потому что тогда и Бог нас не забудет.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем ту Вселенскую Родительскую субботу, которая перед неделей мясопустной. И в этот же день мы совершаем память одной из самых почитаемых святых православного мира — всего мира, а не только России, но, конечно, особенно России, а в России особенно нашего города – святой блаженной Ксении Петербургской.

Сегодняшнее поминовение усопших связано с тем, что завтра будет воспоминание Страшного Суда. Хотя Страшный Суд – это такое событие, которого еще не было, которое в истории еще только будет, которым история заканчивается, это не мешает Церкви совершать его воспоминание. Церковное воспоминание – это взгляд из вечности на те события, которые происходили во времени.

А для такого взгляда совершенно неважно, когда эти события были – раньше в прошлом или в настоящем, или в будущем. И в данном случае мы смотрим на то событие, которое будущее. Сегодня, в Родительскую субботу, мы уже начинаем воспоминание Страшного Суда.

А именно, мы воспоминаем в связи со Страшным Судом, как говорило сегодняшнее богослужение, судьбу тех, кто уже предстал перед этим Судом, судьбу тех, кто уже прошел земной путь жизни, и уже сейчас нельзя исправить ему самому то, что он совершил плохого, и нельзя прибавить к тому, что он совершил хорошего. Сами эти люди не могут прибавить, и мы все без исключения окажемся когда-нибудь на их месте.

Но мы сейчас, по единству с ними, можем и должны добавить хорошего и убавить плохого из того, что у них было. Потому что в судьбе человека участвует не только то, что он сам делал, не только те люди, которые при жизни ему помогали и мешали, но еще больше, чем другие люди, участвуют в нем те, кто с ним связан в единстве Тела Христова.

Это единство не меняется в зависимости от того, умер кто-то или нет, потому что все, кто были во Христе, даже если земную свою жизнь они закончили, они все равно остаются едиными. Поэтому мы молимся друг за друга, невзирая на то, живет ли кто-то еще на земле или уже нет. Этими молитвами мы укрепляемся, и укрепляемся, прежде всего, не для жизни временной, хотя это тоже, но для жизни вечной.

Поэтому особенно нужно молиться о тех, кто уже умер, кто не может сам исправить поступками свою собственную жизнь. И именно ввиду Суда Церковь в этот день, накануне воспоминания Страшного Суда, предлагает нам особенно помянуть наших усопших.

Мы так должны делать, потому что просто должны иметь к ним соответствующее сочувствие, и потому что должны понимать, что даже сам факт молитвы о другом помогает нам самим. И даже я сказал бы, прежде всего нам помогает молитва о другом в нашей загробной участи. И надо понимать, что если будем так делать, то тогда и о нас будет кому помолиться, когда тоже умрем.

Что касается Ксении Петербургской, то это была святая, которая почиталась всем народом еще при жизни. Почему ее так почитали? Примерно по тем же причинам, по каким почитали и другого великого святого нашего города и всей всемирной православной Церкви — Иоанна Кронштадтского.

Потому что это были люди, которые по-своему, но, прежде всего, молитвенно, особенно помогали тем, кто нуждался, причем вне зависимости от какого-то духовного развития этого нуждающегося человека, и даже вне зависимости от того, насколько он был православным, а только в зависимости от того, насколько он нуждался, и насколько этот святой мог ему помочь. Потому что материальная помощь зависит от возможностей, а духовные возможности у нас уже все есть, поэтому духовная помощь зависит только от желания.

Так же мать Ксения обращалась ко всем, за всех обращалась к Богу с молитвой. Эта молитва бывала услышана, поэтому еще при жизни ее так почитали: торговцы на рынке считали, что весь день пойдет хорошо, если она у них что-нибудь возьмет; извозчики старались ее подвезти, разумеется, бесплатно, полагая, что таким образом они получат благословение на весь рабочий день и на свою дальнейшую жизнь. И они не ошибались.

Но те, кто не являлись торговцами или извозчиками, или те, кто не являлись ее современниками, а живут, например, сейчас, спустя уже практически двести лет после того, как она умерла, все могли и могут к ней обратиться. Неизвестен точный год, когда она умерла, но это около 1800 года, может быть, самое-самое начало XIX века.

Все мы можем ей помолиться, можем пойти на то место, где она была похоронена, хотя мощи там не обретены. Мы точно не знаем, где они находятся, но примерно знаем, потому что они были похоронены на кладбище, и на месте могилы была какая-то памятная часовня. А та часовня, которая стоит сейчас, построена на месте более старой в 1903 году. Конечно, есть разные рассказы, куда делись ее мощи при советской власти, но, может быть, они никуда и не делись. Пока это проверить нельзя, а место, где она была похоронена, теперь знают все. И если есть возможность, то надо зайти к ней и там особо помолиться. Но здесь и сейчас, в день ее памяти, мы можем это сделать в храме. И обращаясь к ней, мы можем особенно просить ее о поддержке в потребностях христианской нашей жизни здесь и сегодня.

Она вела образ жизни юродивой. Я не буду пересказывать ее житие, потому что основные подробности, думаю, что у нас в городе все знают. Юродивыми бывают святые обычно тогда, когда надо быть святым и жить в православном христианском обществе, где все друг друга называют христианами, все искренне думают про себя, что являются христианами, но по сути дела все уже от Церкви отпали внутренне, а во многом и внешне, не придерживаясь основ христианской жизни.

Вот такие люди, которые демонстративно нарушают внешне, но в тоже время исполняют внутренне, и нужны для обличения православных людей. Поэтому среди нас такие и появляются иногда. Вот такой была Ксения. Она не только помогала и молилась, но и вела себя искусительно для других.

Конечно, бывали святые, особенно в Византии, которые вели себя еще более искусительно, чем она. Они специально вызывали гнев, раздражение, оскорбляли чувства чьи-то, кому-то мешали, портили торговцам товар, опрокидывали ряды и так далее. Вели себя подобным образом специально, чтобы их побили.

В этом отношении Ксения хоть и была юродивой, но очень тихой. Вообще русские юродивые в основном были тихими, а она тем более. Но, тем не менее, она ходила в костюме своего мужа, называла себя не Ксенией, а Андреем, говоря, что Ксения умерла, а остался Андрей. Святая всячески провоцировала на то, чтобы люди к ней относились как к лишенной ума, но, в конце концов, люди понимали, что хоть она себя так и ведет, но на самом деле, если кто и лишен ума, то скорее они, а у нее как раз ум и присутствует.

Просто таким поведением она обращала внимание на то, что настоящий ум не в том, чтобы уметь правильно сказать, чтобы люди про тебя не подумали, что ты сумасшедший, не в навыках социальной коммуникации, как бы мы сейчас сказали, а в том, чтобы понимать, что в жизни главное — понимать единое на потребу. А единое на потребу – это только то, что связано со спасением души, только Бог. Именно во всех жизненных случаях она смотрела только на эту потребность, только к ней выходила, и еще другим помогала.

Вот так же и мы должны быть в каком-то смысле юродивыми, может быть еще более, чем Ксения. Вряд ли будет хорошо, если мы будем ходить в какой-нибудь ненормальной одежде и вести себя так, как вела себя она. Это не для всех. Юродство – это такой подвиг, который обычно не дается православным людям, он дается только некоторым, если у них к этому есть особое призвание.

Но мы все равно должны подражать юродивым, только не в том, чтобы внешне копировать их поступки. Повторю: кто-то, может быть и должен, но таких людей единицы на многие тысячи – это очень редко бывает. Но во внутреннем расположении мы должны всегда им подражать, и как раз юродивым в этом смысле подражать проще, потому что они больше, более наглядно объясняют, каким должно быть внутреннее положение.

Вот если мы вернемся к примеру блаженной Ксении, то очень понятно, что она объясняет: не надо быть как все. Не надо, чтобы люди про тебя думали, что ты здравомыслящий и вообще хороший. Вполне можно допустить, чтобы люди про тебя думали, что ты сумасшедший, но при этом внутренне быть сумасшедшим не надо.

Я не говорю про больных, это к ним в данном случае не относится, они уж как могут, так и живут, но они тоже могут спасаться и быть православными. Но если мы не являемся совсем уж психически больными, то надо жить, не очень выделяясь специально на фоне других людей, достаточно того, что мы выделяемся как христиане. Это создает напряжение между нами и людьми, но не надо этого напряжения бояться.

В то же время не надо озлобляться и уничижать этих людей. Надо, наоборот, помогать им, чем мы можем, и если мы видим нуждающихся, то за них молиться. И тогда все будет устраиваться правильно. Тогда большинство людей, может быть, и будут понимать, что мы какие-то странные, но не будут считать нас сумасшедшими, и будут по-своему уважать как других людей. Важно быть собой, но, будучи собой, мы должны быть христианами, если мы христиане.

И тогда нас все будут уважать, несмотря на такое наше юродство. И в этом смысле пример Ксении к каждому из нас применим. Но наша цель, конечно не в том, чтобы нас уважали, а это просто естественное следствие нашего старания достигнуть своей главной цели. А главная цель – не забывать Бога, потому что тогда и Бог нас не забудет. Он нас, конечно, в любом случае не забудет, но Он нас не забудет тогда с радостью. Тогда в вечной нашей жизни мы будем там, где, как мы молимся сегодня особенно, были все православные христиане.

Аминь.