Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем воспоминание одного из самых непонятных событий Евангелия, которое также описано и в Деяниях апостолов, – Вознесения Христова. Оно описано там и там по-разному и даже отнесено к разному времени. То, что мы читали сегодня от Марка и от Луки, говорит о том, что это произошло прямо в день воскресения, а в Апостольских Деяниях говорится, что через сорок дней, и даже эти сорок дней считались по-разному.  Древняя Церковь считала не так, как мы, и получалось еще примерно на неделю позднее. То есть они считали от конца праздника Опресноков – от конца пасхальной недели.

Но как бы то ни было – это очень важное событие, потому что, как сказано было заранее, если Христос не вознесется от нас, то Он не сможет послать Духа Утешителя. Если не послать Духа Утешителя, то невозможно пойти на проповедь, и, самое главное, вообще невозможно христианство. Потому что Дух Утешителя должен укрепить.

Почему когда Христос беседовал и ходил с учениками, то это было хорошо, но не очень? Они все равно оказались не очень доверчивыми к воскресению. Но когда Он явился после воскресения и свидетельствовал о нем, то и все равно они оказались еще слишком слабыми, чтобы идти проповедовать об этом. И им даже было сказано, чтоб они сидели тихо и никому не проповедовали.

Потом, когда Христос перестал с ними ходить телесно, они как раз и укрепились. Конечно, это относится не только к ним и не только к, пусть самому важному, событию в истории, которое было когда-то. А относится это ко всем христианам, когда бы они ни жили, то есть и к нам тоже. Мы это можем почувствовать из своей жизни.

Пока нас поддерживают, пока нам помогают родители, или какие-то друзья, особенно старшие, могут решать наши проблемы, мы самостоятельными не становимся. И хуже того – мы даже не становимся верующими в Бога. Может быть, мы и считаем, что мы в Бога веруем, и действительно мы что-то о Боге знаем, но это не крепкая вера. Когда есть поддержка от других людей, то мы не замечаем, что это поддержка от Бога. Поэтому мы не становимся толком верующими. А понять, что такое вера в Бога, что такое помощь Божия мы по-настоящему можем только тогда, когда у нас нет никакой поддержки. Конечно, это страшноватое состояние, оно действительно тяжело переносится нами, но без этого никак нельзя.

И вот сегодня мы понимаем почему. Потому что когда Господь нас перестает поддерживать извне, когда Он перестает с нами ходить телесным образом, то тогда Он поддерживает нас изнутри. Потому что благодать Святаго Духа, которую прияли эти ученики, поддерживала их извне. Да, они получили ее в виде огненных языков и после этого укрепились изнутри, и уже Божественная благодать продолжала в них действовать.

Вот так же и нам надо понимать, что если бы кому-то из святых являлся Христос, то ничего в этом особенного не было – и ничего хорошего бы в этом тоже не было, кстати. И недаром у нас есть рассказы, как в виде Христа являлся ангел сатанин, потому что люди хотели именно такой поддержки явленной, но являлся к ним не настоящий Бог, а поддельный. Есть замечательный рассказ, как некоему подвижнику явился на самом деле бес, но в виде ангела света, и сказал, что я послан тебе от Бога. А тот его сразу перебил, что если от Бога, то это не ко мне, а, может быть, к тому брату, который по соседству живет.

И вот поэтому не надо стремиться к тому, чтобы к нам особым образом кто-то приходил, и были какие-то особые видения. Не нужно, потому что это противоречит смирению и ведет к прелести. Каждому христианину Господь уже и так пришел в праздник Пятидесятницы. И Он пришел именно потому, что Он ушел. И сегодня мы воспоминаем тот день, когда Он ушел, чтобы прийти. Конечно, вспоминая, нельзя не напомнить, что Вознесение происходит только от земного. Потому что от Церкви, которая есть тело Христово, Христос не возносится. Христос не расстается при Вознесении со Своим Телом, а Телом Его является Церковь. От Церкви никакого вознесения нет, а есть только вознесение от людей, которым Он являлся и с которыми Он ходил как человек.

Аминь.

епископ Григорий (Лурье)