Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем, как это обычно бывает в Великую среду, память той жены, которая помазала ноги Христовы миром. В ответ на недоумение учеников, зачем она такое дорогое миро так бесполезно потратила вместо того, чтобы продать и использовать на благотворительность эти деньги, Христос сказал, что она готовила Его к погребению.

Особое миро было дано Христу, потому что, как Он объясняет, ученики Его имеют не всегда, а нищих всегда имеют, и поэтому это миро важнее милостыни. И дальше Он говорит, что об этом будет проповедано вместе с Евангелием по всему миру. Вот память этого события мы сегодня и совершаем.

Сначала на утрени, и теперь вот на вечерне, которая соединена с литургией, звучало песнопение, написанное вначале IX века святой песнописицей Кассией – “Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит, увы мне!, глаголюще…”. И дальше там говорятся еще слова о том, как это все происходило.

Это одно из лучших произведений нашей гимнографии. В Греции это огромный праздник пения этой стихиры, поют ее одну только минут пять, наверное, а то и семь. Распевы очень-очень длинные,и хотя на слух было бы итрудно понять слова, но все понимают, потому что все знают наизусть. Приходит огромное количество народа в храм, правда, в Великий четверг там меньше народу приходит, чем у нас.

В частности в этой стихире есть такие слова, где поминаются ноги Спаса, которые женщина помазала миром. И дальше Кассия продолжает: “Ихже в раи Ева пополудни шумом уши огласивше страхом скрыся”. То есть это были те самые ноги, на звук шагов которых Ева, испугавшись в раю, скрылась. В книге Бытия говорится же, что Господь шел по раю и увидел, что что-то не то с Адамом и Евой.

И вот возникает вопрос, потому что кажется, что сказано здесь что-то совершено несусветное. Ноги ведь эти были воплотившегося Бога, понятно, что это Плоть Бога, Плоть Христова, Бога воплотившегося. А в раю, во время Адама и Евы, во время грехопадения, Бог был никоим образом не воплотившимся. Как же тогда говорится, что это были те же самые ноги?

Говорится о ногах Бога в раю в том же смысле, как говорится о глазах Бога, иногда и крыльях – это просто символический язык, где представляется Бог как человек, как какой-нибудь ангел или еще кто-нибудь, но все это, как мы знаем, к Богу неприменимо. А вот в случае Христа это все имело физический смысл. Зачем же такое отождествление?

Просто все православные богослужения, все наши богослужебные тексты обращены к людям, которые находятся в рамках православия и понимают сами, что здесь в каком-то смысле прямого отождествления быть не может. Не надо рассчитывать, что все слушатели все сами совершенно ничего не знают и не понимают, и будут все истолковывать превратно и глупо. Надо иметь презумпцию понимающего слушателя и читателя.

А положительный смысл здесь тот, что Христос был тем самым Богом, Который был в раю. Этот смысл будет продолжаться во всех песнопениях и четверга, и пятницы, и субботы. Например, знаменитый канон субботы “Волною морскою”. О чем там говорится? “Волною морскою скрывшаго древле гонителя, мучителя фараона, под землею скрыша спасенных отроцы”.

То есть дети тех, кто был спасен тогда, скрыли сейчас под землею, то есть погребая Христа, Того, Кто волною морскою во время оно скрыл фараона. То есть, погребая Христа, погребали Бога.

То есть утверждается, что Христос истинный Бог наш в самом буквальном смысле слова. Несмотря на то, что эти слова и подобные звучат у нас в богослужении каждый день, очень часто можно встретить непонимание этих слов. Даже в каких-нибудь учебниках XIX века и в повторяющих их каких-нибудь современных учебниках духовных академий и семинарий можно прочесть, что все это в переносном смысле и относится к человечеству Христа, но не к божеству.

Надо знать, что все такие подходы – это ересь. Неразделимо божество и человечество. Пусть мы и не можем сказать, что Христос страдал божеством, но мы все равно говорим, что страдал Бог, хотя Он страдал человечеством.

Также, если ноги были помазаны миром сегодня, то это были ноги Бога. А если ноги Бога, то к ним относится и то, что относится в книге Бытия о том, что Бог ходил. Подразумевается, что ходил ногами. Это догматика, которую мы должны понимать, помнить об этом, потому что это отличает нас от всякого мнимого православия, от католичества, в котором догматика реально другая, а так же от несторианства, лютеранства и так далее.

В обычной нашей жизни это еще и вот что значит. Если мы причащаемся и соединяемся Тела и Крови Христовых, что происходит реально в каждом нашем участии в Евхаристии, — и это должно совершаться за каждой литургией, потому что за каждой литургией мы должны причащаться, хотя бы они и служились много дней подряд, — то это означает, что в нас вселяется Бог.

Поэтому если мы только хотим, то, конечно, Он нас защищает и отрешает от нас страсти. Потому что единственное, от чего нас по-настоящему надо защищать, — это наши страсти, наши грехи. Наши страсти – это греховные навыки, с помощью которых мы впадаем в грехи. И для исправления этих грехов Господь зачастую попускает разные скорбные обстоятельства в нашей жизни.

Настоящая защита от такого рода скорбных обстоятельств не в том, что б их не было – как раз уж лучше пусть они будут, — а в том, что бы нам исправляться, чтобы не нужны были эти уроки, чтобы мы быстрее их усваивали, чтоб не нужно было бы их продолжения. Конечно, если мы будем святы, как многие в истории христианской стали святы, то это не значит, что мы не будем терпеть никаких скорбей. И Страсти Иисуса Христа показывают это лучше всего. Но это будет именно добровольная страсть, а не та, которую мы претерпеваем невольно.

Он тоже не хотел ее претерпевать, как известно из Гефсиманского моления, но Он понимал, что это нужно для спасения всех. Также в этом, по объяснению святых отцов, участвуют абсолютно все святые, кто тоже стал бесстрастным, и чья жизнь теперь тоже во Христе. Вот к этому мы тоже не просто должны стремиться, а к этому у нас есть все возможности стремиться.

“Приближися к Богу, и приблизится к тебе”, как сказано в одном священном тексте. Поэтому будем готовиться к тому, чтобы завтра принять святые Дары, участвовать полноценно в Тайной Вечере. Уже сегодня начнем это делать с того, чтобы служить утреню.

Аминь.