Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня у нас празднование Креста. Этот праздник еще называют осенней Пасхой, потому что богослужения сегодняшнего дня очень во многом пасхальны. И даже в Иерусалиме, где этот праздник появился, его так и называли Пасхой, хотя была и другая Пасха тоже.

Конечно, очень много общего, но есть и различное. На Страстной седмице мы совершаем воспоминание о Страданиях Господних и много обращаемся ко Кресту, и Крест как таковой тоже много поминается.

Точно так же и в сегодняшнем богослужении мы не только говорили о Кресте, но и о тех страданиях, которые на нем потерпел Господь. Воспоминания Страстной седмицы и Пасхи так же являются воспоминаниями сегодняшнего праздника.

Если в весенние пасхальные дни главный акцент делался на том, что происходило со Спасителем нашим, для чего крест служил лишь орудием, то сегодня, наоборот – во главе праздника является само орудие нашего спасения. И это не случайно, потому что христианские праздники восходят к праздникам ветхозаветным.

Новозаветная Пасха восходит к ветхозаветной Пасхе – здесь даже названия у праздников одинаковые. Так и сегодняшний праздник восходит к ветхозаветному празднику, который назывался «День очищения», и орудием очищения для нас как раз становится Крест.

Жертва, которую Спаситель принес на Кресте, – это не просто пасхальная жертва спасения, связанная с тем, что из Египта, которым является ад и мир, в котором мы живем, мы выходим в рай спасения. Это пасхальная жертва.

Но также там была жертва и Пятидесятницы — дарования Закона, потому что мы говорим, что Новый закон тоже был дарован Христом. И, наконец, третье – то, что сегодня очищение. Недаром об этом говорится в Послании к Евреям, где Христос называется нашим очищением.

Что такое очищение? Это избавление нас от грехов. Что такое очищение в Ветхом Завете, что там происходило? То же самое, что и сейчас, только по-другому, но суть та же самая. А именно – тогда у нас и наступал тот самый единственный день, когда первосвященник входил во Святое святых, — а обычно во Святом святых никого не было, там не совершались богослужения в другие дни, — а в этот день он входил туда и входил туда с кровью жертвенного козла, которая проливалась над очистилищем, а очистилище – это золотая крышка над деревянным Ковчегом такой формы, чтобы она могла собирать кровь, хотя она была плоской, и, по некоторым преданиям, первосвященник там видел откровения того, что происходит — как на экране телевизора. Это есть в «Апокалипсисе Авраама».

Как бы то ни было, сейчас вместо золотого очистилища – Крест, который тоже сделан из негниющих древ, из которых был сделан и Ковчег. На него также проливается кровь жертвенного животного козла, который не только агнец, но и козел, которым является Иисус Христос.

В день очищения был еще и второй козел, которого в жертву не приносили, а первосвященник произносил над ним молитву за грехи Израиля, и его отправляли в пустыню, — козел отпущения. Одного приносили в жертву, другого делали козлом отпущения. И мы помним, что был распят Иисус Христос – Сын Отца, и был отпущен другой, которого звали Варавва – тоже переводится как «сын отца». Здесь совершенно явная отсылка к ритуалу дня очищения.

Вот, получили мы Крест, который является очистилищем. Но что такое очистилище? Это то, к чему допускается только первосвященник. Обычные люди к нему не допускаются, но и священники тоже не допускаются, а только первосвященник. И не тогда, когда захочет, а только один раз в году.

Вот это мы все получили в качестве Креста. Почему это получили мы, если не являемся ветхозаветными первосвященниками? И получили это на каждый день, а не для того, чтобы только один раз в году иметь у себя Крест Господень?

Апостол Петр объясняет, что мы все являемся царственным священством. Те, кто становятся христианами, те становятся царственным священством, а вернее – первосвященниками Богу. Поскольку у нас и Храм один, и евхаристия, которую мы совершаем, одна, хотя она совершается во множестве храмов, то это все равно одна и та же евхаристия. Не «похожая», не «такая же», не «идентичная настоящей», как пишут на продуктах, которые содержат химию, а именно одна, та самая.

Мы знаем, что материальный предмет не может так разделиться, чтобы оставаться цельным и самим собой, но Бог везде сый и вся исполняй – Он может разделяться не разделяясь. И Тело Христово приобретает особые свойства, которые засвидетельствованы, когда Он проходил через закрытые двери. В Евхаристии Оно проявляет особые свойства, когда Оно разделяется, не разделяясь, оставаясь целым и единым в каждой своей частице – каждая частица Причастия такова. Поэтому каждый из нас, кто принимает Причастие как христианин, а не как попало, так же является первосвященником, который совершает эту Евхаристию.

Поэтому нам дается Крест. Ранние христиане уже носили на себе крест. У них не было обычая носить нательный крест на веревочке или на цепочке, а они либо выжигали на теле, либо татуировку наносили в виде креста. Так или иначе, тело было помечено крестом. Так же и в наших домах, в которых бывают иконы, а раньше не всегда так бывало, но крест там всегда был и есть.

Что это означает? Когда мы живем как христиане, то мы должны не просто молиться «дай нам то, избави нас от этого», а мы должны как первосвященники совершать богослужение и, главное, делать то, что делает богослужение богослужением – совершать жертвоприношение. Жертвоприношение – это, конечно, евхаристия. Но в евхаристии мы участвуем не просто тогда, когда приходим в церковь, а тогда, когда живем своей жизнью.

Не всем дано участвовать в церковной евхаристии – и это может отняться, например, в тюрьме, но, как говорит апостол, надо приносить тела свои «в жертву живу, святу, благоугодну Господеви». Кто не приносит себя, тот не может принять жертву Господа, тот не может причаститься, и если причащается ртом, то это в осуждение.

Принося в жертву себя, мы должны исполнять заповеди. Это не то, чтобы нам быть похожим на хороших людей, – так не получится, — а то, чтобы самих себя чувствовать призванным к служению. И мы не должны забывать об этом, потому что если мы это забываем, то мы накликаем на себя очень большое наказание, а если помним, то это нас всегда очень поддерживает.

Поэтому в нашей обычной жизни нас поддерживает Крест, — в той жизни, которую мы ведем не только тогда, когда приходим в церковь, а и в обычной нашей жизни, во всех наших обстоятельствах – скорбных и веселых.

Надо понимать, что мы всегда стоим перед Крестом. Стоим, как в День очищения перед Ковчегом Завета перед очистилищем. Приносим жертву, которую могут приносить только первосвященники, чтобы очиститься от грехов. Мы всегда имеем это орудие очищения, и никакие наши грехи не должны приводить нас к отчаянию и безнадежию, но всегда мы должны помнить, что есть быстрый, удобный способ от них избавиться.

В то же время, мы понимаем крепость, которую нам дает Господь. Мы призваны Им  первосвященниками, и даже те из нас, которые не становятся священниками в институциональном смысле, то есть не являются клириками, они все равно несут служение, и должны понимать, что в жизни важное, а что неважное, что надо ценить, а что нет, видеть смысл.

А те, кто принимает сан, те должны понимать, что если у них нет такого священства, то никакого другого у них уже точно не будет. И если они даже будут пригодны к тому, чтобы служить «машинкой» для совершения литургии, то для себя такой человек все равно получит осуждение.

Всем нам нужно священство, которое мы получаем как христиане перед нашим Ковчегом Завета, которым является Крест Господень.

Аминь.

епископ Григорий