Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Праздник Воздвижения в древности в разных богослужебных последованиях называют Пасхой; дата праздника связана со вчерашним днем, когда праздновалось обновление, то есть освящение, иерусалимской церкви Воскресения Христова; Крест Христов — символ смерти, для христиан является символом надежды и воскресения; если мы избрали христианство, то мы избрали не средство душевного комфорта; люди, вроде бы, идут в Церковь, чтобы у них было поменьше скорбей, а Христос говорит своим ученикам, что “вы будете в мире скорбны”; доверие к Богу — это какое-то минимальное условие, чтобы принять христианство; скорби посылаются нам для того, чтобы мы менялись с помощью Божией, а не в качестве бессмысленного садизма; серьезные изменения не могут проходить безболезненно, и одной нашей силы воли не хватит для того, чтобы их терпеть, нам будет требоваться помощь Божия.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Это праздник, значение которого многие современные христиане потеряли, забыли, хотя, может быть, если пришли в храм специально ради праздника, то помнят, что этот праздник важный. Но это не просто важный праздник, а почти такой же праздник, как Пасха, и в древности в разных богослужебных последованиях мы видим, что его прямо так и называют — Пасхой. То есть слово Пасха относилось и к весеннему празднику, который у нас сейчас так называется, и к сегодняшнему празднику.

Почему это так происходило? Потому что дата сегодняшнего праздника связана со вчерашним еще днем, когда праздновалось обновление, то есть освящение, церкви Воскресения Христова, этой знаменитой церкви в Иерусалиме, где обретается Гроб Господень.

Первоначально именно поэтому Крест был обретен именно в этот день, но впоследствии, когда Иерусалим был захвачен неверными, мусульманами, тогда в меньшей степени, менее торжественно стали праздновать годовщину обновления храма Воскресения — самого главного существующего храма в честь Пасхи, и более торжественно — чин обретения Креста Господня. И потому мы стараемся более торжественно совершать чин Воздвижения Креста Господня, как мы сегодня видели, для того, чтобы все мы приобщились к тому, как Господь пострадал на Кресте.

Конечно, когда мы видим крест, мы думаем о двух вещах: и о смерти, и о воскресении. Потому что, согласно апостолу Павлу, если мы крестились во Христа, то мы крестились в Его смерть и воскресение. И если буквально и непосредственно Крест Христов — это символ смерти, то мы знаем, что для христиан он является символом надежды и воскресения. Именно такой смысл имеет, например, изображение креста на христианских надгробиях, когда это означает и место смерти, но, самое главное, что это означает воскресение.

И мы знаем, что символически, во Втором пришествии, как перед римским императором несли его знаки, так перед Христом ангелы будут нести Крест Господень. То есть Крест Господень всегда означает явление самого Христа, таков догматический смысл сегодняшнего праздника, и такова, очень, конечно, вкратце, его история.

Но для того, чтобы нам приобщиться с христианскому празднику, нам мало знать его догматический смысл и, тем более, мало знать его историю, которую можно, в принципе, и вообще не знать, потому что это не самое важное. А что мы должны знать обязательно — это как нам в нашей собственной жизни употреблять то, о чем нам говорить сегодняшний праздник, то есть каков его аскетический смысл, то есть тот смысл, который важен в жизни каждого из нас.

И тут мы должны понимать, наверное, наиболее очевидную в христианской жизни вещь:если мы избрали христианство, то мы избрали не средство душевного комфорта. Очень многие люди говорят, что если я прихожу в церковь, то мне там становится легче, у меня успокаиваются мысли, мне становится приятней, у меня появляется душевный покой и прочие, как бы следовало сказать на научном языке, психотерапевтические эффекты.

Ничего особо духовного в этом нет. А если бы человек знал, что он не просто приходит в храм, а становится христианином, и тогда, следовательно, он избирает то, что предлагается в Евангелии, то он, очень возможно, и вообще бы туда не пошел. Потому что о чем говорится в Евангелии? О том, что все, “хотящии во Христе Иисусе благочестно жити гонимы будут”.

В “мире скорбны будете”, — говорит Христос своим ученикам. Люди, вроде бы, идут в Церковь, чтобы у них было поменьше скорбей, а Христос говорит своим ученикам, что “вы будете в мире скорбны”, а в другом месте он же говорит, что “вы должны взять свой крест и последовать за мной”.

Получается, что мало у меня каких-то бед, я должен еще дополнительные взять ради христианства, вот тогда я буду христианином. Если бы так люди думали, то очень мало кто согласился бы стать христианином. На это можно ответить, что и так мало кто согласился, но дело хотя и очень плохо, но не настолько плохо, как можно подумать.

Когда мы приходим к Богу и, в частности, приходим в храм Божий для того, чтобы получить какое-то избавление и облегчение от наших мирских скорбей, мы тоже, по своему, правы, и очень часто мы его получаем. И это может быть не только психотерапевтический эффект, а какой-то настоящий рывок к Богу. Но что он дает? Мы начинаем понимать, что есть Бог, Который о нас промышляет, Которому мы не безразличны, и Который нами занимается, а поняв это, мы начинаем Ему доверять.

Вот это и есть какое-то минимальное условие, чтобы принять христианство. Важно понимать, что если мы просто веруем Богу, если мы понимаем, что Он о нас заботится, как это на самом деле и есть, и поэтому мы приходим в храм,то мы очень хорошо поступаем, совершенно правильно поступаем, но от этого самого мы совершенно еще не делаемся христианами. Это вспомогательное средство, вспомогательный этап, который нам дается, чтобы потом мы стали христианами, а пока мы еще не стали, так мы и не стали.

И не надо считать свою жизнь христианской, если мы ходим в церковь потому, что нам становится спокойнее. И даже не надо считать свою жизнь христианской, если мы причащаемся для того, чтобы у нас был мир на душе, и исповедуемся для этого. Хотя действительно, если исповедоваться и причащаться, то будет мир на душе. То есть это помогает, но это не должно быть целью.

Потому что, если дальше мы будем жить по-христиански в том смысле, чтобы исполнять по-настоящему заповеди Господни в своей жизни, то тогда будут различные скорби. Причем иногда эти скорби будут прямо и очевидно связаны с какими-то нашими поступками, а иногда и нет. И тут надо понимать, что даже если скорби постигают нас непонятно для чего и почему, они все равно для нас полезны, потому что это такая ситуация, когда мы можем что-то в себе исправить.

Иногда мы не можем твердо сказать, за что это со мной произошло: то ли потому, что мы не понимаем, то ли потому, что такого “за что” и нет. Но это вопрос неинтересный, мы должны задавать вопрос не “за что”, а “для чего” это со мной произошло. Что нужно изменить во мне, чтобы выйти из этой ситуации? Для чего она мне послана? Чтобы я что в себе изменил, разумеется, с помощью Божией.

Понимая это, мы должны меняться. Мы должны измениться так, чтобы прийти к Царствию Небесному. А когда мы меняемся, а, тем более, меняемся серьезно и сильно, то это не может проходить безболезненно. А если это не может проходить безболезненно, то становится понятно, что не хватит одной только нашей силы воли и сознательности, чтобы причинять себе такие болезненные ощущения. У кого-то ее, может быть, не хватит на одно такого рода ощущение, у кого-то, может, и хватит, но ни у кого не хватит на то, чтобы меняться постоянно.

Поэтому посещают нас скорби невольные и неожиданные, которые мы сами не понимаем, зачем нужны. Но мы, уже ничего не поделать, вынуждены их терпеть, должны в христианском смысле к ним приспосабливаться, то есть стараться их понять и стараться соответствующим образом измениться. И вот тогда скорби пройдут, то ли потому, что изменятся внешние обстоятельства, то ли потому что мы сумеем приспособиться к этим обстоятельствам, и они перестанут нас так тяготить и задевать. И тогда мы будем готовы к тому, чтобы дальше меняться, и чтобы появились другие скорби, новые, после которых нам старые покажутся уже, может быть, даже и не скорбями. Но это нормально, в этом христианская жизнь.

Поэтому при доверии к Богу, при понимании того, для чего он хочет нас изменить, и что это все не является бессмысленным садизмом по отношению к нам, если только мы сами хотим жить осмысленно по отношению к Богу и по отношению просто к самим себе, к своей собственной вечной жизни — вот это понимание и есть христианство. Это и означает взять свой крест и идти за Христом, Который несет Свой.

Аминь.