Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

В Евангелии, ожидая самарянку, Христос объясняет ученикам, что бывают те, кто сеет и те, кто жнет — и это разные люди, а в повседневной жизни мы обычно стараемся, чтобы посеянный нами урожай нам же и достался; в духовной жизни мы жнем то, что сеяли другие, но и сами мы должны сеять, в большинстве случаев, не имея надежды пожать это самим; Церковь, в которую мы приходим, существует не нашими трудами, очень многие потрудились, чтобы она была; в нашем приходе мы пользуемся трудами нашего первого настоятеля о.Александра, который не успел практически нечем в земном смысле слова воспользоваться; в нашей христианской жизни нет ничего, что не было бы связано с церковной жизнью; делать что-либо, рассчитывая на благодарность людей, — это значит уничтожить всю мзду от Бога, которую мы могли бы получить за это дело; если Бог дает нам возможность помогать другим, то и другим даст возможность помогать нам – в этом мы должны найти успокоение.

Во имя Отца и сына и Святаго Духа!

Сегодня мы вспоминаем одно из тех евангельских событий, которые происходили в период пятидесятницы, то есть пятидесятидневного промежутка между Пасхой и Пятидесятницей. Таким событиям посвящены три воскресенья подряд: прошлое (Неделя о расслабленном), нынешнее, когда вспоминается встреча Христа с самарянкой у колодца Иакова, и следующее (Неделя о слепом). Из того многого, что было сказано Христом во время встречи с самарянкой, можно вспомнить хотя бы малое, на что, может быть, люди не всегда обращают внимание.

Христос, объясняя ученикам некоторые важные вещи пока Он ждал самаритянку, отлучившуюся в город затем, чтобы привести своих земляков, разъяснил в частности следующее: “ин есть сеяй, и ин есть жняй” — те, кто сеют, и те, кто жнут. Они не одни и те же, а разные. Обычно в миру мы стараемся делать так и в прямом и в переносном смысле, чтобы если мы что-то посеяли, то нам бы этот урожай и достался.

В духовной жизни так не бывает, а бывает совершенно иначе – мы жнем то, что сеяли другие, но и сами мы должны сеять, не имея надежды в большинстве случаев, может быть, лишь за малым исключением, самим это пожать. Об этом много говорится в Новом Завете, у апостола Павла, и в частности это говорится и сегодня.

Мы можем понять, что мы приходим в Церковь, которая существует в мистическом отношении всегда. Это уже самое главное, что мы пожинаем, потому что Церковь эта существует не нашими трудами. Она нам дана даром благодаря тому, что трудились апостолы, трудились их преемники, многие полагали свою жизнь для того, чтобы она существовала.

Если мы говорим о нынешних временах, то надо вспоминать, конечно, о новомучениках и исповедниках Российских, которые являются ближайшими нашими предшественниками, сеявшие, но не пожавшие — жнем за них мы. Если говорить только о нашем приходе, а не о всей Церкви, то и здесь мы пользуемся чужими трудами, прежде всего трудами нашего первого настоятеля мученика Александра, который практически не успел ничем в земном смысле слова воспользоваться.

В небесном смысле слова мы все являемся жнущими, тем более там, где не сеяли. Но это означает, что мы сами должны тоже сеять, не ожидая, что мы сможем эти труды пожать. Это относится ко всему, что связано с нашей церковной жизнью – а это значит, что вообще ко всему, потому что в нашей христианской жизни нет ничего, что не было бы связано с церковной жизнью. Прежде всего, мы должны быть христианами.

Но даже если мы стараемся трудиться на благо Церкви и стараемся жить благочестиво, нам случается негодовать, например, что кто-то нам не благодарен. Или иногда рассуждаем так: зачем я буду ему помогать, все равно он не отблагодарит. Мы бываем правы в этом своем подозрении, и нам хочется иногда отказать в помощи, на которую мы способны. Мы не помогаем, потому что нам это неинтересно. Это, конечно, неправильно.

Делать что-либо, рассчитывая на благодарность людей, — это значит уничтожить всю мзду от Бога, которую мы могли бы получить за это дело. Даже если оно хорошее – так мы портим его. Надо делать, если у нас есть возможность, если нам Бог дал такую возможность. Надо, наоборот, радоваться, если нет благодарности, потому что благодарность вызывает только лишние межчеловеческие проблемы.

Надо просто помогать, потому что Бог велел, потому что Бог дает такую возможность, а нам надо такой возможностью пользоваться. Если Бог дает нам возможность помогать другим, то и другим даст возможность помогать нам – в этом мы должны найти успокоение. Помогать – это делать по заповеди. Таким образом наша жизнь хоть немножко по-настоящему приблизится к христианству.

Аминь.