Санкт-Петербург, ул. Академика Байкова, 14а

Многие действия Христа в субботу выглядели как провокация, потому что противоречили распространившимся тогда правилам, но не противоречили смыслу ветхозаветного законодательства; очень важно вечером причащаться за литургией Преждеосвященных даров, а перед этим целый день работать, ничего не есть и готовиться к причастию; всякие обычаи, паразитирующие на церковных канонах и правилах, являются, прежде всего, аналогом тех неправильных обычаев относительно субботы, которые нарушал публично и демонстративно Христос; если мы находимся в праздности, то мы начинаем разлагаться; в праздники не нужно бояться уборки, лучше двойную порцию уборки и стирки, но не телевизора и, особенно, не болтовни по телефону; мы всегда должны внутренне субботствовать, иметь внутренний покой и из этого покоя обращаться к Богу; понять, Бога, что Бог — это Бог, то есть иметь память Божию, мы можем только внутренне упразднившись.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы совершаем память чуда Федора Тирона и, заодно, его самого, но, главным образом, сегодня совершается память его чуда, которое вспоминает Церковь в первую субботу Великого поста. Однако, об этом чуде мы говорили вчера вечером, после литургии Преждеосвященных даров и положенного после нее молебна на освящение колива. А сегодня богослужение сосредотачивается на другом — на евангельском чтении о субботе.

Сегодня мы слышали в Евангелии о том, что суббота для человека, а не человек для субботы. Христос несколько раз ответил на упреки в том, что Он, якобы, не соблюдает субботу. В понимании тех, кто упрекал, Он действительно не соблюдал, но по настоящему смыслу этого ветхозаветного законодательства, Он как раз ее исполнял.

А что же Он такого делал? Он позволял ученикам срывать колосья для того, чтобы поесть, потому что еды-то у них не было. И Он исцелил человека. Неоднократно бывало, что когда Он делал что-то хорошее, обычно исцелял человека в субботу, то это выглядело как провокация, потому что уже тогда устоялось мнение, что ничего подобного в субботу делать нельзя. Хотя все равно все, как Христос им и указывал, что-то должны были делать даже и в субботу. Но этот образ мышления был распространен, и спорить с ним на словах было совершенно бессмысленно, и Христос выступил против этого тоже.

Сейчас христиане часто вспоминают эти слова, — и правильно делают, что вспоминают, для того нам и Евангельские чтения даны, — но вспоминают их не всегда к месту. Потому что конечно, когда речь о каких-то мелочных установлениях, то это все не здраво. И, конечно, такого рода паразитирующее на любом обряде, уставе, богослужении, вещи мы не должны поощрять, позволять, чтобы у нас это было.

Ведь очень часто бывает, что даже в церковной жизни правила соблюдаются не потому, что они нужны и необходимы, а просто потому, что есть такая привычка. Вот, например, литургия Преждеосвященных даров. Сколько стоит труда убедить людей, что нужно причащаться, что воскресное причастие — это хорошо, но также нужно и в будние дни поста, если есть физическая возможность, потому что это особое время и особая подготовка. И очень важно, что ты работаешь целый день, а тем временем внутренне готовишься к причастию, а вечером причащаешься. Не говоря о том, что строгий пост в течение всего дня, когда надо вообще ничего не есть — это само по себе важно.

Но вот это надо объяснять, потому что есть какие-то устоявшиеся привычки, что за литургией Преждеосвященных даров или не причащаются вообще, или причащаются только если она служится утром. А почему она должна служиться утром, непонятно …

Или, наоборот, если причащаться на неделе, то в выходные можно не ходить. Но если физическая возможность есть, то надо все-таки воскресный день праздновать. Воскресный день — это великий христианский праздник, а любой христианский праздник, если есть физическая возможность, должен праздноваться, прежде всего, участием в Евхаристии.

Всякие такие обычаи паразитические являются, прежде всего, аналогом тех неправильных обычаев относительно субботы, которые нарушал публично и демонстративно Христос.

Но мы должны понимать эти слова также и на более внутреннем уровне. А именно, мы должны понимать, что когда мы упраздняемся от всякой работы по причине праздников или какого-то времяпрепровождения, это не означает, что мы должны вообще ничего не делать. Это не означает, что мы должны забыть об известном аскетическом правиле, что если мы находимся в праздности, то мы начинаем разлагаться. И молитвы в праздности быть не может, все время должен быть какой-то труд.

Если мы говорим, что у нас сегодня выходной день, и мы празднуем и не работаем, это означает, что просто привычные свои труды, которыми мы занимаемся непрерывно, мы прервали, потому что заниматься ими постоянно вредно и вообще нехорошо. Но когда мы их прервали, мы должны заниматься чем-то другим.

Вот некоторые женщины, например, боятся делать в воскресение какие-то работы. И чем они занимаются вместо этого? Делают что-то благочестивое или важное? Скорее всего, по телефону болтают или телевизор смотрят — это не грех, а уборка — это грех. Получается, что так.

Но это просто, конечно, абсурд, и, к сожалению, он очень часто в нашей жизни встречается. Хотя, конечно, лучше двойную порцию уборки и стирки, но не телевизора и, особенно, не болтовни по телефону. Ну не может человек говорить только что-то разумное, доброе, вечное и полезное в течение 3-4-5 часов в день — столько женщины говорят по телефону. То есть даже отговорки, что они хотят сказать что-то полезное, не работают. Ну, одну минуту полезное, ну две, а остальные три часа чем занимались, неужели тоже чем-то полезным?

А еще более глубокое понимание, которое должно у нас быть относительно субботы, заключается в том, что суббота должна у нас быть всегда, то есть даже когда мы работаем и когда у нас по внешнему человеку трудовой день, мы действительно чем-то заняты, и это действительно наши обязанности, а не мы сами чего-то там для себя выдумали. Тогда тоже внутренне мы должны субботствовать, иметь внутренний покой. Иначе это называется “исихия” — перевод на греческий язык с еврейского слова “суббота”, не буквальный перевод, но терминологически верный.

Внутри себя мы всегда должны иметь субботу, иметь покой и из этого покоя обращаться к Богу. Это должно быть и тогда, когда мы чем-то очень сильно заняты, и тогда, когда обычные наши труды прерываются, по той или иной причине, зависящей или не зависящей от нас. И всегда мы должны именно в этом смысле хранить субботу.

И это и означает, как объясняют святые отцы, настоящий смысл христианской заповеди хранить субботу, — а мы должны помнить, что в христианстве сохраняется заповедь Ветхого Завета почитать день субботний. А что же это такое означает?

Можно иногда услышать крайне поверхностное мнение, причем даже прочитать, к сожалению, не только услышать, что это означает, что у нас выходной день переносится с субботы на воскресение. Но, во-первых, это не совсем так, потому что не обязательно он переносится. А, во-вторых, у нас и суббота остается выходным днем, почему даже в Великий пост, то есть сегодня мы служим совсем не постное богослужение. Это уже означает, что почитание субботы как литургического дня, оно все равно сохраняется.

Но самый главный, конечно, смысл христианской заповеди о субботе в том, что у христиан суббота должна быть не один раз в неделю, а абсолютно всегда. Это то внутренне состояние нашей души, в котором мы молимся Богу. Потому что сказано в псалме: “Упразднитеся и разумейте, яко Аз Господь”.

Понять Бога, что Бог — это Бог, то есть иметь память Божию мы можем только упразднившись. А мы не можем себе позволить какое-то время жить, не понимая, что Бог — это Бог, без памяти Божией. Значит, внутри мы должны всегда иметь этот праздник субботы. В этом смысле тогда уже будет неважно, чем мы занимаемся, отдыхаем мы в это время по внешнему человеку или, наоборот, работаем.

Потому не надо бояться стирки, готовки и прочих домашних работ, не надо бояться сходить, тем более, на светскую работу в праздничные и выходные дни. Но вот чего надо бояться — это праздности и происходящих от нее смотрений телевизора, зависаний в интернете и болтовни по телефону.

Аминь.